ihistorian ([info]ihistorian) wrote in [info]ru_history,

Исторический смысл закона "о трех колосках"

Несколько материалов из газеты «Правда» 1932 г., из которых понятнее станут и масштабы проблемы расхищения колхозного имущества, и облик «нуждающихся в горсточке зерна», и опять-таки беззащитность рядовых крестьян от местной власти, и позиция самих колхозников, а также позиция центральной газеты и следовательно центральной власти.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Коротенькая заметочка от 2 сентября, но хорошо показывает масштаб воровства: уж от кражи «трех колосков» колхозники не стали бы оберегаться ночной стражей. Кстати, а чего это они ночное дежурство пожарных на токах выставили? Тоже, наверное, причудилось вредительство, как и «параноику» Сталину.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Итак, бедные воры настолько нуждались, что организовали шайку и тащили «три колоска» прямиком на рынок ( Ау, доктор наук Осокина, - вот вам один из путей образования рыночного «изобилия», - подходит такое «частное предпринимательство? Я думаю, не случайно антисталинисты нападают именно на этот советский закон. А мы сегодня удивляемся, что их рынок – сплошная растащиловка).
Я не случайно вспомнил Е.Осокину. В ее монографии, которую я начал рецензировать ihistorian.livejournal.com/37256.html есть главка «Мимикрия частного предпринимательства». Цитирую: «Ошибочно думать, что комиссионки продавали только ширпотреб. В них существовали специальные отделы продажи стали, алмазов, деталей, проводов, станков и машинного оборудования. Тот же магазин на Красной Пресне продал Туркменской высшей сельскохозяйственной школе, Черкизовской авторемонтной мастерской Метростроя и другим организациям 183 пуда стали и на 300 тыс. рублей фрезерных, револьверных и токарных станков. Покупателями сырья и средств производства являлись учреждения и организации, а поставщиками могли быть и частные лица (воровали ведь не только галоши). Выявление «собственников средств производства» затруднялось тем, что товар сдавался под вымышленными именами и адресами. Магазин часто в таких случаях выступал лишь посредником между владельцем товара и агентом государственного учреждения, покупавшим его. Сделка лишь оформлялась через магазин, товар же хранился на частных квартирах. Бумаги в магазине составлялись так, что определить, сколько продано, кому и от кого, было порой невозможно».

Приведу письмо рабочего, опубликованное в «Правде» 7 августа в день, когда было принято постановление об охране социалистической собственности ihistorian.livejournal.com/36391.html


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Итак, рабочий своими выводами подтверждает связь всеобщей растащиловки с урожаями и хлебозаготовками, на которую я обратил внимание в одной из предыдущих заметок ihistorian.livejournal.com/36628.html Вот вам и масштаб проблемы. Вот объяснение тому, каким образом «закон о трех колосках» боролся с «голодомором».

8 сентября в «Правде» публикуется следующий материал


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вообще, сегодняшним ученым-антисоветчикам не нужно кропотливо вымучивать негативные факты советской действительности периода коллективизации. Как видите, центральная газета вполне откровенно описывает беспредел колхозного начальства. Впрочем, может быть им тоже не хватало на пропитание…
Неужели «маститые историки» не могут понять то, что было понятно авторам этих писем, простым гражданам: подобное преступное поведение местных властей, их «перегибы» и расхлябанность мешало проведению центральной политики на повышение эффективности сельского хозяйства, а значит ничего общего не имела с политикой центра?
"Правда" отреагировала следующим образом:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Еще пример в газете от 25 августа


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Как видим, для вывоза «трех колосков» «несчастным голодающим» потребовалось ночью подогнать на поле 12 подвод. Может быть сегодня за подобное отпускают? Между прочим, «Правда», подобными материалами показывает, против кого должен быть направлен новый закон.

Письмо работницы, опубликованное «Правдой» 9 августа 1932 г.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Тут уже можно не комментировать, - та же картина. Однако, работница зрит в корень: «Почему все эти безобразия сходят безнаказанно? Потому что колхозники не чувствуют себя хозяевами в своем колхозе». Это же было ясно рабочему, письмо которого я привел выше:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А теперь предлагаю вспомнить постановление ЦИК и СНК СССР от 25 июня 1932 г. «О революционной законности» ihistorian.livejournal.com/28358.html

«Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР обращают внимание всех местных органов советской власти и прокуратуры на то, что задача строжайшего соблюдения революционной законности в отношении колхозов и всей массы колхозников является задачей особо важной в условиях, когда большинство трудящихся крестьян объединилось в колхозы.
Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР предлагают местным органам советской власти и прокуратуре неуклонно привлекать к строгой ответственности всех должностных лиц, виновных в нарушении основных начал колхозного строительства:
а) в нарушении выборности правлений и других органов колхозов;
б) в произвольном распоряжении имуществом колхозов, их денежными средствами и отведенной в их пользование землей;
в) в применении недопустимых приемов командования в отношении колхозов (в частности, произвольная перестройка колхозов, их укрупнение и пр.».

Как видим, советское правительство приняло закон «о трех колосках» отнюдь не импульсивно, не из-за того, что Сталин на отдыхе прочитал несколько докладных записок О.Г.П.У. Чрезвычайная попытка привести в чувство некоторых местных руководителей была предпринята еще в июне 1932 г.

Выводы.

1)Воровство колхозного имущества было и совсем не в тех масштабах, на которые намекает автор выражения «о трех колосках».

2)Наиболее опасным было воровство самих колхозников, особенно руководства колхоза, т.к. компрометировало принцип разделения по труду и подрывало личную заинтересованность колхозников. Многочисленные факты бесхозяйственности во многих первых колхозах имели своей причиной именно это.

3)Прямым результатом подобного воровства и последующего подрыва заинтересованности колхозников было резкое снижение сельскохозяйственного производства, что в условиях хронического недостатка продуктов в начале 1930-х гг. могло быть (а, по-моему, и было) одной из причин голода.

4)Поэтому подобное воровство приводило к политическим последствиям: компрометировало политику руководства страны, обостряло ситуацию в деревне и в продовольственном снабжении.

5)Поэтому советское правительство придало политический характер постановлению об охране колхозной собственности, приравняв по степени защиты колхозную собственность к собственности государственной.

6)Объективно постановление об охране социалистической собственности должно было резко сократить масштабы воровства в колхозах, повысить заинтересованность колхозников в результатах своего труда, произвести ротацию управленческого колхозного звена на более честные и хозяйственные кадры.

7)Объективно закон «о трех колосках» был направлен против голода 1932/33 г.
Tags: 1930-e, Артефакт, СССР

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 127 comments

[info]franz_propp

March 5 2010, 11:40:33 UTC 2 years ago

В 44-ом была осуждена мать моего тестя, вдова фронтовика, мать 4-х детей. Три года условно. Ей инкремировалось что она самолично собрала на поле полведра колосьев, и не сдала их в колхоз.

[info]kamen_jahr

March 5 2010, 11:54:23 UTC 2 years ago

А она конечно не собрала

[info]kamen_jahr

2 years ago

[info]senglory

1 year ago

[info]kamen_jahr

2 years ago

Screened comment

[info]kamen_jahr

2 years ago

[info]maiyasib

2 years ago

[info]kamen_jahr

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]maiyasib

2 years ago

[info]kamen_jahr

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]kamen_jahr

March 5 2010, 11:53:55 UTC 2 years ago

техническое

техническое воот эта ваша ссылка до пары http://ihistorian.livejournal.com/36391.html;-)

[info]ihistorian

March 5 2010, 14:20:40 UTC 2 years ago

Re: техническое

Я дал эту ссылку в тексте)

[info]ducjarubakina

March 5 2010, 12:05:56 UTC 2 years ago

в «Правде» публикуется (c)

"...Не читайте советских газет" (с)

[info]franz_propp

March 5 2010, 12:15:44 UTC 2 years ago

Re: в «Правде» публикуется (c)

Почему? Иногда великолепные вещи публикуются. Года три назад публиковали задорную заметку из "Правды" о поганых кулаках. Шикарная! "Бла-бла-ба, кулацкий сын, ночью, воровал колхозную картошку, веточкой сквозь забор."
Просто шикарная заметка. Сразу возникли вопросы о толщине жировой прослойке на теле кулацкого сына и какого хера колхозная картошка, в ноябре, была свалена в бурты на свежем воздухе?

[info]valkim

2 years ago

[info]unkle_alx

March 5 2010, 12:07:36 UTC 2 years ago

О "бедном" Верховном замолвите слово....


По поводу истерик о портретах Стадина.
Праздновать годовщину Победы без упоминания имени Верховного?
Круто!
Но - не глупо ли?
Сталин - я не говорю, каким он был - гениальным ли, низким и подлым ли, - но он есть НЕОТДЕЛИМАЯ часть нашей истории.
И способен ли кто-нибудь хотя бы ПОПРОБОВАТЬ опровергнуть эту несомненную истину?
Или - всех истин нам милее нас возвышающий обман?

http://www.hrono.ru/statii/2008/hlbs_stalin.html

[info]arpad

March 5 2010, 12:11:06 UTC 2 years ago

Спамим? Бан.

Модератор.

[info]franz_propp

March 5 2010, 12:28:54 UTC 2 years ago

Потрясающие статьи, просто потрясающие! Расскулачивание, коллективизация и вся для того чтобы быдло, дорвавшееся до власти, сгноило половину хлеба под снегом, остальное пропило на "троицу".
Полная дискредитация системы.

[info]kamen_jahr

March 5 2010, 12:42:52 UTC 2 years ago

Какой пафос

"Потрясающие статьи, просто потрясающие! Расскулачивание, коллективизация и вся для того чтобы быдло, дорвавшееся до власти, сгноило половину хлеба под снегом, остальное пропило на "троицу".
Полная дискредитация системы."
Какой пафос! Не будь этой якобы дискресистемы гнили бы и гнили бы и гнили бы

[info]ihistorian

2 years ago

[info]kamen_jahr

March 5 2010, 12:46:04 UTC 2 years ago

О спорах на данную тему

О спорах на данную тему - В гос-ве А умирает икс людей. Некоторые из этих умерших имели родственников - детей итд. Вот эти выжившие по жизни будут злобу нести. И цифири дуть и волосы рвать, репетать, стенать, хотя в той же стране А НЕ умерло ИГРЕК людей. И этих ИГРЕК гарааааздо больше.

[info]franz_propp

March 5 2010, 12:54:09 UTC 2 years ago

Re: О спорах на данную тему

А теперь скажи: готов ты себя сжечь на площади, ради счастья других? Потому что когда касается дело "жертв", человек предпочитает быть в стороне.
Подумаешь что какую-то 14-ти летнюю тёлку кулацкую изнасиловали во время депортации! А теперь представь что изнасиловали именно твою мать, сестру или дочь. Именно твою - не "какую-то". Даже можешь выбрать: мать, сестру, жену, дочь. И История заиграет другими красками...

[info]valkim

2 years ago

[info]kamen_jahr

2 years ago

[info]aldanov

2 years ago

[info]kamen_jahr

2 years ago

[info]aldanov

2 years ago

[info]kamen_jahr

2 years ago

[info]aldanov

2 years ago

[info]kamen_jahr

2 years ago

[info]aldanov

2 years ago

[info]kamen_jahr

2 years ago

[info]aldanov

2 years ago

[info]kamen_jahr

2 years ago

[info]aldanov

2 years ago

[info]valkim

2 years ago

[info]valkim

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]valkim

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]arpad

2 years ago

[info]kamen_jahr

2 years ago

[info]kamen_jahr

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]xi_mera

March 5 2010, 13:35:57 UTC 2 years ago

Можно много умных слов писать,но как говаривала моя бабушка,в колхоз шли только лентяи,ворюги и алкоголики,которые паразитировали на хозяйственных и трудолюбивых.
Если бы не было колхозов,не было бы и голода.И революция нам была абсолютно не нужна.

[info]aldanov

March 5 2010, 14:11:45 UTC 2 years ago

революция нам была абсолютно не нужна

"Если бы не было колхозов,не было бы и голода.И революция нам была абсолютно не нужна".

А что, революция разразилась после появления колхозов?

[info]xi_mera

2 years ago

[info]aldanov

2 years ago

[info]kamen_jahr

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]xi_mera

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]mendkovich

2 years ago

[info]mendkovich

2 years ago

[info]xi_mera

2 years ago

[info]aldanov

2 years ago

[info]kamen_jahr

2 years ago

[info]xi_mera

2 years ago

[info]aldanov

March 5 2010, 14:09:32 UTC 2 years ago

Получается так:
Вы оправдываете суровые меры против любого размера хищений примерами хищений крупных.
Заодно, просто умолчанием, выведением за пределы обсуждения - оправдываете и считаете нормальной ту систему, которая возникла после насильственной коллективизации.

То есть насилие по созданию колхозов просто не рассматривается, а насилие по их поддержанию рассматривается, как нормальное, да еще в невероятных, невиданных масштабах. Что получается в результате? Коллективные хозяйства являются такими только формально, а управляются - см. уголовные меры против членов коллективных хозйств - коммунистическими и карательными органами, никакой даже относительной автономией в таких вещах они не обладают.

Хватит уже просталинской и прокоммунистической демагогии!

[info]ihistorian

March 5 2010, 14:54:33 UTC 2 years ago

Путаете кислое с пресным. Это совершенно разные вопросы.

Термины "насильственная" и "сплошная" коллективизаци - следствие современной господствующей антисоветской идеологии. К реальной политике государства они не имеют никакого отношения.

[info]aldanov

2 years ago

[info]kamen_jahr

2 years ago

[info]aldanov

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]aldanov

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]aldanov

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]aldanov

2 years ago

[info]kamen_jahr

2 years ago

[info]aldanov

2 years ago

[info]samakatka

March 5 2010, 14:52:54 UTC 2 years ago

Источник правды - газета "Правда"??? Смешно.

[info]ihistorian

March 5 2010, 14:56:00 UTC 2 years ago

Смешнее, когда историю "знают" по телепередачам и современным учебникам))

[info]samakatka

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]samakatka

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]samakatka

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]xi_mera

March 5 2010, 15:08:20 UTC 2 years ago

Меня осенило-да тут очень много сторонников сталинской системы,как же я раньше не догадалась!Вот что значит "женская колокольня"!И поэтому возражать глупо,иначе я буду тут сидеть тут до второго пришествия,дискутируя о монархии,бессмысленном и беспощадном крепостном праве и других социалистических страшилках.

[info]ihistorian

March 5 2010, 15:53:31 UTC 2 years ago

Аргументированная критика, дополнительные соображения и факты всегда приветствуется. Пока одна истерика набежавших антисталинистов, к сожалению...

[info]xi_mera

March 5 2010, 19:50:16 UTC 2 years ago

Буду благодарна,если вы приведете хотя бы один пример коллективной собственности,да такой чтобы все члены этого сообщества были довольны распределением благ,заработанными ими.
Хотелось бы узнать возраст написавших посты,видимо являющихся поклонниками творчества Пырьева.

[info]mendkovich

March 5 2010, 20:17:31 UTC 2 years ago

"хотя бы один пример коллективной собственности,да такой чтобы все члены этого сообщества были довольны распределением благ,заработанными ими"
А что вы понимаете под "довольством"? И как связан этот вопрос с текстом исходного поста?

[info]xi_mera

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]mendkovich

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]mendkovich

2 years ago

[info]spirin84

2 years ago

[info]xi_mera

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]mikle1

2 years ago

[info]xi_mera

2 years ago

[info]xi_mera

March 5 2010, 20:18:04 UTC 2 years ago

Кто-нибудь,пожалуйста,проанализируйте экономическую ситуацию в России от отмены крепостного права до 1-й Мировой!

[info]xi_mera

March 5 2010, 20:47:45 UTC 2 years ago

Почему при более-менее равном старте,одни крестьяне становились зажиточными,становились купцами-меценатами,а другие шли,так сказать,в батраки?
Есть ли разница между украинскими и российскими селами?У украинцев еще хватало сил и на то чтобы еще и хату разрисовать.

[info]ihistorian

March 5 2010, 21:32:29 UTC 2 years ago

О каком равном старте Вы говорите, девушка? Это жизнь, а не компьютерная игра. В одном крестьянском хозяйстве два взрослых сына лет 16-22, в другом две дочери лет 8-14. Первое хозяйство сразу уходит в отрыв от второго.

[info]xi_mera

2 years ago

[info]ihistorian

2 years ago

[info]xi_mera

2 years ago

[info]xi_mera

March 5 2010, 22:28:44 UTC 2 years ago

Нет,я не уклоняюсь от темы дискуссии,просто хочется сказать в стиле "Берлиоз- Бездомному":"А колхозы-то и не нужны вовсе были,вред от них один".Создали крестьянское стадо и при помощи опричников держали это стадо в повиновении.
текст поста призывает признать"закон о трех колосках"справедливым.лишь на том основании,что ворюг нужно наказывать.Ну а что в колхозы загоняли насильственно,похоже никого не волнует.Кстати моя моя бабушка,проживавшая в Республике Немцев Поволжья,рассказывала,что помогала продуктами,чем могла,еврейской семье,жившей по соседству.Но в 1932 году им пришлось несладко и они были вынуждены бежать достаточно далеко.

[info]qwercus

March 5 2010, 22:39:08 UTC 2 years ago

да, все было именно так - вы просто набор буковок на экране, а вовсе не человек, закон это просто такой закон а красноармейцы с колхозниками пишущие письма в газеты тоже безусловно совершенно реальные персонажи

[info]ihistorian

March 7 2010, 15:54:08 UTC 2 years ago

Собранные источники по теме закона "о трех колосках" я разместил здесь

[info]lightjedi

March 9 2010, 07:27:39 UTC 2 years ago

1. >>Воровство колхозного имущества было и совсем не в тех масштабах, на которые намекает автор выражения «о трех колосках».

Вывод неправильный. Выражение не означает, что все случаи были тремя колосками.

2-3. Почему "наиболее опасным"? Факты изымания на заготовки большинства урожая были не менее многочисленными.

8. >>Как видим, советское правительство приняло закон «о трех колосках» отнюдь не импульсивно, не из-за того, что Сталин на отдыхе прочитал несколько докладных записок О.Г.П.У.

Этого из документов не видно. Все статьи из "Правды" - позже 7 августа (и тем более 20 июля). Документ о ревзаконности вообще с письмом Сталина имеет мало общего.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…