?

Log in

No account? Create an account
Вопросы истории
Автомобили Ленина 
1-июн-2010 11:45 pm [1910-e, 1920-e, Личности, Россия]
Как это ни парадоксально, но знакомство «отца революции» с «буржуазным автопромом» произошло в результате ДТП. В ту пору революционеры не были столь обеспечены, как оказалось впоследствии, поэтому по Цюриху Владимир Ильич ездил на велосипеде. Некий швейцарец (имя его нам установить не удалось) на своем Rolls-Royce сбил Ленина. Будущий вождь мирового пролетариата подал на состоятельного буржуа в суд и выиграл дело.

Первым ленинским автомобилем стал роскошный французский Turcat-Mery 28 1915 года выпуска. Это был очень дорогой автомобиль ручной работы с 50-сильным четырехцилиндровым мотором и закрытым заказным кузовом. Как попал в Россию этот шедевр малоизвестной французской фирмы из Марселя – неизвестно, но в царском гараже его точно не было. Справедливости ради надо отметить, что самой первой «машиной», на которой все-таки Ленин не ездил, но которая навсегда связана с его именем, стал броневик Austin. По легенде, в день возвращения из иммиграции Ленин произнес свои «Апрельские тезисы» у Финляндского вокзала именно с башни этой бронемашины за неимением более подходящей трибуны.


Turcat-Mery



Однако вернемся к шедевру французского автомобилестроения. В декабре 1917 года автомобиль Turcat-Mery 28 угнали прямо со двора Смольного. Сначала были подозрения, что это дело рук эсеров. Розыском угнанного автомобиля занимались лучшие кадры ЧК (Чрезвычайной Комиссии). Автомобиль нашли на финской границе в гараже пожарной части. Как выяснилось позже, похитили его вовсе не эсеры, а контрабандисты.

Спустя совсем немного, 1 января 1918 года, когда водитель Ленина Тарас Гороховик на автомобиле Delaunay Belleville 45 вез вождя с выступления в Михайловском манеже, на «отца революции» было совершено покушение. Ленин не пострадал, но кузов лимузина был настолько изрешечен, что гнутая задняя часть не поддавалась ремонту. Машину списали, и она затерялась на свалках Петрограда. После этого покушения Ленину пришлось пересесть на другой царский Delaunay Belleville.


Delaunay Belleville

Кстати, французский завод Delaunay Belleville, находившийся в пригороде Парижа Сен-Дени, получил известность как производитель первоклассных корабельных паровых машин и котлов. Выпуск автомобилей на заводе был освоен в 1904 году. Все модели раннего периода выделялись круглым радиатором и скругленными боковинами капота. С 1908 года на моделях Delaunay Belleville широко применялись шестицилиндровые двигатели, имевшие хорошую уравновешенность. Из-за значительной длины шестицилиндровых моторов радиаторы на этих автомобилях были вынесены далеко вперед, за линию центров передних колес. Плавность работы и хорошая уравновешенность шестицилиндровых моделей обеспечили им неплохой сбыт, несмотря на дороговизну. В период с 1908 по 1916 год на заводе было изготовлено и продано 3800 автомобилей с такими двигателями.


Delaunay Belleville

В модели «45» систему охлаждения обслуживал центробежный водяной насос, приводимый в действие не ременной передачей, а коническими шестернями и вертикальным валом. Трансмиссия машины состояла из многодискового сцепления, отделенной от двигателя четырехступенчатой коробки передач и карданной (с 1911 года – на всех, даже на самых больших моделях) передачи к задним ведущим колесам. С 1913 года вместо несъемных колес с деревянными спицами Delaunay Belleville стал применять съемные типа Rudge-Whitworth с проволочными спицами. На них монтировались шины размером 895х135 (первая цифра в те годы обозначала наружный диаметр, а вторая – ширину покрышки в миллиметрах) либо 950х135. Последние применялись в сочетании с усиленной рамой и увеличенным дорожным просветом – модификация т. н. «колониального» типа.


Citroёn-Kegresse


Императорский автомобиль «Делоне-Бельвиль CMT» (Delaunay-Belleville SMT – «Sa Majeste le Tzar» (Его Величество Царь)), с кузовом "шоффер-купэ" парижской фирмы Kellner.
А. Кегресс за рулем. Николай II садится в автомобиль.


Именно в таком исполнении поступали в Россию многие автомобили этой марки. На них, как, впрочем, и на других дорогих моделях тех лет, получила распространение подвеска колес на пяти рессорах. Шасси модели «45» весило около 1400 кг, машина с открытым кузовом «дубль-фаэтон» – около 2100 кг, а с закрытым кузовом «лимузин» – около 2300 кг. Наибольшая скорость составляла 110 км/ч.

Забавно, но и эту машину у Ленина угоняли. Причем также обычные бандиты, высадив из автомобиля ехавшего в нем Ленина. Произошло это в январе 1919 года. К сожалению, до наших дней не дошла ни одна из Delaunay Belleville 45, а в 1950 году прекратил свое существование и сам завод.

Только после этого авантюрного ограбления Ленин стал пользоваться открытым Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года выпуска мощностью 55 л. с., предназначенным для горных гонок. До революции этот автомобиль принадлежал одному из братьев Рябушинских (между прочим, родному дяде писателя А. И. Солженицына). Некоторые историки считают, что именно на этой машине ехал Ленин в день покушения Фанни Каплан. По мнению же других, в тот день Ильича везли на Renault.


Rolls-Royce Silver Ghost

В 1920 году Ленин попросил полпреда Советского Союза в Великобритании Леонида Красина начать переговоры о закупках в Манчестере Rolls-Royce для «молодой республики». В начале 20-х годов XX века этот автомобиль стоил порядка 3 тысяч фунтов стерлингов (за эти деньги можно было купить в Москве хороший особняк). Первая партия поступила в Советскую Россию уже через год.

Одним из последних автомобилей Николая II стал вездеход Kegresse. Адольф Кегресс был механиком в царском гараже. Специально для царя, любившего кататься по заснеженным полям, он сконструировал вездеход, в котором вместо задних колес были использованы гусеницы, а вместо передних – лыжи. Автосани придворного механика прекрасно зарекомендовали себя на снежной целине – гусеницы на задних колесах и лыжи на передних обеспечивали полную проходимость.


Citroёn-Kegresse


Citroёn-Kegresse

Пребывая на отдыхе в Горках, Ленин вспомнил об этом уникальном автомобиле и решил «заиметь» в своем гараже такой же. Просьба Ильича была выполнена, и в начале 1921 года он получил созданные на Путиловском заводе автосани, механической частью которых стал зеленый Rolls-Royce Silver Ghost Continental. Уникальность автомобиля заключается в том, что это – единственные автосани, построенные на базе Rolls-Royce. В зимнее время, когда Ленин жил в Горках, эти автосани становились единственным способом связи с окружающим миром. Кстати, о смерти «вождя мирового пролетариата» сообщил его водитель Степан Гиль, добравшийся до Москвы на автосанях.


Роллс-Ройс В.И.Ленина


Роллс-Ройс В.И.Ленина

Всего лишь три автомобиля из числа машин, упоминаемых в биографии Ленина, сохранилось до наших дней – это броневик Austin и два Rolls-Royce. Броневик экспонируется в Ленинградском филиале Центрального музея В. И. Ленина. Легковой Rolls-Royce представлен в экспозиции Центрального музея В. И. Ленина в Москве, а полугусеничный можно увидеть в филиале Центрального музея В. И. Ленина в Ленинских Горках Московской области.


Владимир Ильич в автомобиле

Использованная информация:
http://www.avto.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://monar.ru/galereia/
http://avtomedont.wordpress.com/

Comments 
1-июн-2010 11:28 pm
Спасибо за рассказ, интересный материал.
2-июн-2010 07:31 am
В Цюрихе разве наехалт на Ленина? Не в Париже?
http://www.facts.kiev.ua/archive/2005-08-12/2893/index.html
и еще много ссылок на собственноручное описание Лениным этого ДДТ
Если только не предположить, что аналогичным образом его сбили в Цюрихе, что маловероятно.
ПОправьте или приведите ссылку, пож-та.
2-июн-2010 07:45 am
Может быть и в Париже. Не спорю. Много читаю о автоистории и неоднократно наталкиваюсь на разные факты. Как видите, и в этот раз получилось так же. Ссылка вот http://www.avto.ru/review/post_8542.html

--------------------------------
Как это ни парадоксально, но знакомство «отца революции» с «буржуазным автопромом» произошло в результате ДТП. В ту пору революционеры не были столь обеспечены, как оказалось впоследствии, поэтому по Цюриху Владимир Ильич ездил на велосипеде. Некий швейцарец (имя его нам установить не удалось) на своем Rolls-Royce сбил Ленина. Будущий вождь мирового пролетариата подал на состоятельного буржуа в суд и выиграл дело.
--------------------------------
Если внимательно прочитать, то тут толком и не понятно, ГДЕ произошло ДТП.
-----знакомство «отца революции» с «буржуазным автопромом» произошло в результате ДТП
-----по Цюриху Владимир Ильич ездил на велосипеде
-----Некий швейцарец (имя его нам установить не удалось) на своем Rolls-Royce сбил Ленина
Место ДТП непонятно...
2-июн-2010 08:03 am
С одной стороны, Цюрих по вашей ссылке стилистическая небрежность типа "Маня ехала на лошади. Она улыбалась". НО дальше-то - некий швейцарец. Все-таки понятно, что не лошадь улыбалась, и что в Цюрихе сбили, раз швейцарец. Да вот беда, швейцарец уж точно вряд ли мог быть виконтом. 90% - парижский эпизод, описанный самим Лениным. По-моему, стоит проверить и поправить, а там дело хозяйское. ))))
2-июн-2010 07:39 am
+++Как попал в Россию этот шедевр малоизвестной французской фирмы из Марселя+++

Я совсем не специалист, но насколько я понял из этого текста (http://www.echo.msk.ru/programs/parking/37489/) фирма "Тюрка-Мери" была хорошо известна в России и Ленину этот автомобиль попал таки из царского гаража:

http://www.echo.msk.ru/programs/parking/37489/
И вот, теперь о следе. Как я уже говорил, одна «Тюрка Мери», с двигателем 6,3 десятых литра была в царском гараже. Когда произошел Октябрьский переворот, то мгновенно с Конюшенной площади с императорского гаража все автомобили были поданы к Смольному, на другой уже день, и скажем, автомобиль, который был закреплен за водителем Диль Степаном Каземировичем, сразу же был подан на другой день для обслуживания Ленина.
2-июн-2010 08:52 am
гдето приходилось слышать, что в музее не тот броневик и что речь свою он произносил с ФИАТа, а не Остина
2-июн-2010 08:54 am
На счет музея не знаю.
А про ФИАТ первый раз слышу, если честно. Если есть ссылка на эту информацию - поделитесь
2-июн-2010 05:46 pm
...броневик Austin. По легенде, в день возвращения из иммиграции Ленин произнес свои "Апрельские тезисы" у Финляндского вокзала именно с башни этой бронемашины...

Это действительно легенда. Ленин произнес свои "Апрельские тезисы" на следующий день по приезде 4(17) апреля в Таврическом дворце.

(Впрочем, и с броневика успел выступить. Но не с "Апрельскими тезисами".)
This page was loaded фев 19 2018, 7:28 am GMT.