?

Log in

No account? Create an account
Вопросы истории
Скопчество в России часть 2 
4-апр-2008 08:31 am [Религия, Россия]
лично
49,52 КБВечная история с избавлением от похоти и смирением духа стала лейтмотивом скопчества. Однако столь радикальный вариантов, чтоб то, что «болит» просто взять и отрезать раньше не было. Точнее, вру, были, но быстро сходили на нет. Элементарно – плодиться-то нечем. Живучесть скопчества, существующего и поныне, базируется на трех древних как мир китах: политика, деньги, фанатизм.

А начиналось все с секты хлыстов, о которой можно много чего интересного рассказать. Притулился к ней, уже больше полувека существовавшей и плодившейся на удобренной почве некий Кондратий. Человеком он был не глупым и, видно, честолюбивым. К тому же фанатичным.

Посмотрел он на то как хлысты живут, все ему понравилось, идею «национальную» он перенял, ну а уж править-то решил самостоятельно. Тем более, что в хлыстовской жизни не устраивало его наличие «лепости». Хлысты отношений сексуальных de ure не имели, но de facto устраивали периодами «свальный грех». По-русски дискотеку (плясали до тех пор, пока в транс не входили) с ужасными непотребностями. Случался у них промискуитет «без разбору возраста, родства и пола».

Умный Селиванов понимал, что ничего ты с природой человеческой не сделаешь, если даже такие истово верующие как хлысты периодически во грех впадают, и решил вопрос радикально – резать по живому.

42,14 КБКондратий даром что без роду, без племени человек был не дюжего ума. Он провел работу над ошибками и исключил все мешающие элементы из хлыстовской веры. Перво-наперво он отказался от идеи множественности христов (у хлыстов, что не община, то Богородица или Христос были) и провозгласил себя единственным и не повторимым, вторым после Иисуса. Таким образом, он пресек всякую возможность появления конкурента, посадив себя на абсолютно недосягаемый пьедестал.

Понимая, что стабильная религия всегда связана с властью, Селиванов подводит базу под фразу. Оправдание своей доктрины скопцы начинали с сотворения человека.

Бог сотворил людей бесполыми. В своем первоначальном состоянии люди были подобны ангелам, бесстрастны и блаженны. Но, когда, соблазненные злым духом, они нарушили заповедь Божию, блаженству их настал конец. На теле у них тотчас же выросли подобия запрещенных плодов: у Евы - груди, у Адама - семенные железы и появилось вместе с тем половое влечение. Но Господь решил спасти падшее человечество и послал Авраама и приказал ему обрезаться, т.е. оскопиться. После этого процесса человек возвратился бы в прежнее ангельское состояние. Но заповедь обрезания оказалась непосильной для извращенной грехом человеческой природы.

Тогда Бог отверг весь род израилев и послал для новой проповеди своего сына Иисуса, чтобы тот проповедовал заповедь оскопления. В нагорной проповеди и в беседах Спасителя с учениками скопцы находили прямые подтверждения правильности их учения (Мат. V, 29-30 и XIX, 12). Именно двенадцатый стих девятнадцатой главы породил скопчество в христианстве.

Скопцы верили, что все апостолы были первоначально скопцами, но затем «лепость» стала побеждать и первых христиан. Число скопцов быстро сокращалось, и, ко времени превращения христианства в официальную религию, оно уже забыло главную заповедь, которая соблюдалась только некоторыми святыми, вроде Николая Чудотворца или Иоанна Златоуста. Мир окончательно погряз в «лепости», но пришел, как и предрекали, второй раз Христос для суда над миром и окончательного утверждения заповеди оскопления. Этот Христос и есть Кондратий Селиванов.

43,14 КБ Вот так-то. Протянулась ниточка от рождения мира, до времен Селиванова. Но и этого было мало. Скопцы считали, что Кондратий Селиванов и Петр III одно лицо. Родился он, как и первый Христос, от непорочной Девы Елизаветы Петровны. Она процарствовала только два года, а после этого отдала бразды правления своей фрейлине, а сама присоединилась к людям Божьим под именем Акулины Ивановны (в реальности Акулина Ивановна была главой одной из хлыстовских общин на почве которого зародилось скопчество). Сына же она зачала от Святого Духа.

Когда Екатерина узнала, что ее муж «убелен» (то есть оскоплен), она из зависти решила его убить, но он успел переодеться в другое платье и убили караульного солдата, тоже скопца. После этого он принял имя Кондратия Селиванова.

С этой идеей Селиванов попадает в точку, играя на исторически известной вере народа в "доброго царя" и несправедливое отношение к нему. Он провозглашает себя ни много, ни мало свеже помершим Петром III, который правил очень непродолжительное количество времени и не успел оставить в народной памяти отрицательных эмоций. Зато немка, да еще и "баба на престоле" явно не импонировала массам.

18,45 КБКак же плодиться без детородной части? Особенно, если ты веришь, что страшный суд произойдет тогда, когда число скопцов станет равно 144000. Скопцы на этот счет не смущались, теория у них имелась. Увеличение человечества в дальнейшем будет происходить через бесстрастное целование и чистую любовь. Романтики, елки-палки. Скопцы говорили: «Силен Бог воздвигнуть из камня чадо Аврааму».

Но пока еще из камней дети появляться не начали, скопцы плодотворно трудились на ниве прозелетизма и вербовки. Казалось бы, вот подойдет к вам мужик с лицом округлый и рыхлым и начнет уговаривать себя радостей жизни лишить. Да еще и иметь возможность за это на Соловки загреметь. Вы согласитесь?

18,71 КБА теперь если посмотреть на дело с другой стороны. Мужик этот на селе самый красноречивый и умный, самый начитанный и благодетельный, самый непьющий и богатый. И наследников у него нет. А у вас никаких умирающих бабушек-миллионерок в загашнике нет.

На что же приходилось идти вновь обращенному? Изначально у мужчин отрезались только яички, но так как способность к половому акту при таком оскоплении сохранялась, то начали отрезать и член. У женщин, как правило, отрезалась грудь или выжигались соски, а так же делались надрезы на половых губах и отрезался «похотник», то есть клитор.

Операции это были тяжелые и болезненные, многие вообще не переживали процедуры, иные - долго потом болели. После оскопления лица и тела мужчин менялись, поскольку происходил гормональный сбой.

26,05 КБКстати, про эти изуверства писать любят многие, а вот про то, что далеко не все скопцы были оскоплены, говорят редко. На самом деле можно были и рыбку съесть и, ну вы понимаете. Были такие скопцы, которые, чтобы «не палиться» ничего со своим телом не делали. Они являлись передаточными звеньями между богатыми городскими купеческими общинами и общинами деревенскими.

Скопцы и прочие секты вообще в этом смысле выгодно отличались взаимопомощью от православных. Православная община чаще всего была формальностью, сектантская же – реальной помощью, костылем, для любого ее члена. «Все скопцы связаны между собою узами взаимного уважения, попечения и радения друг о друге, во всех отношениях жизни, религии и внешно-общественном… Из Петербурга в Сибирь, из Сибири внутрь России и везде они пересылают взаимно письма с советами, наставлениями и деньгами», - пишет исследователь скопчества Надеждин.

Но все-таки от физиологических подробностей вернемся опять к теории и практике заговора. Идея Селиванова с царственно-божественнвм происхождением активно пускала корни, но все-таки главаря отловили и посадили в Шлисельбургскую крепость. На трон сел недолюбленный сын властной матери - Павел III. И пожелал он увидеть своего «отца». Отец по легенде посмотрел на него и сказал: «Не приму я тебя пока не убелишься». Павел явно от такой наглости обалдел, но с Селивановым ничего не сделал, ни на каторгу не сослал, ни в монастырь. Оставил сидеть, как сидел. Самому ему только сидеть долго не пришлось.
35,73 КБСын, занявший место отца, был молод и в голове у него была куча мала из различных религиозных идей. Потому юный Александр был до крайности веротерпим, и Селиванов оказался на свободе и поселился за Яузой в богатом купеческом доме. И потекли к нему поистине царские подношения от верующих.
Александр смотрел на это спокойно и, удивительное дело, несмотря на все имеющиеся законы скопцов, не трогал. Более того, по легенде перед первой схваткой с Наполеоном пошел к старцу на поклон, спросить об исходе битвы. Кондратий предсказал поражение, так и вышло.

Будущее правление скопцов на земле не имело точных сроков и они решили переустроить современное им общество так, чтобы уже сейчас править в нем. Выражением этих стремлений является проект камергера Елянского о переустройстве России, представленный им в 1804 году императору Александру вместе с «Известием, на чем скопчество утверждается», которое должно было ни много, ни мало привлечь Александра на сторону скопчества.

Проект этот состоял из двух частей: проект государственного переустройства и апология скопчества. Скопцы предлагали себя на службу государству, для чего вся Россия должна была быть переустроена по их указаниям. По их мнению, Россию следовало бы превратить в подчиненную Александру федерацию «кораблей» (общин). Каждый корабль должен управляться грамотным иеромонахом и пророком. Скопцы должны были стать секретными советниками и руководителями всех отраслей управления, военного и морского дела. Елянский с двенадцатью пророками должен находиться «всегда при главном армии правителе, ради небесного совета и Божьей воли, которая будет нам открываться 25,13 КБпри делах, нужных на месте». Селиванов же должен был бы быть при царе.

Александр, понятное дело, властью делиться был не намерен, милость его имела свои пределы, потому он заточил Елянского в монастырь.

Захват власти не удался, оставалось скопцам довольствоваться местной пропагандой. Вот один из ее случаев, известный благодаря судебным органам.

Крестьянин Черных пригласил к себе племянников из другой деревни, заманил обещаниями, а потом стал предлагать оскопиться и на этих условиях оставить им наследство. При этом он говорил, что «можно и не «обрезать яйца», а быть скопцом духовным, так как теперь скопиться и не удобно: дело это тайное и в продолжение времени можно оскопить детей»

Скопцы щедро раздавали взятки. Мещанские и купеческие общества продолжали свободно принимать скопцов из-за подкупа. Иногда скопцы специально женились и признавали чужих детей, чтобы законспирироваться.

Но некоторые из сектантов все-таки попадались, несмотря на все ухищрения, и их ссылали. Чаще всего в монастыри, например в Соловецкий. Однако такой способ исправления злоумышленников не работал. «Соловецкие монахи к скопцам относились сочувственно» Соловецкий архимандрит Александр 24,58 КБв 1855 году жаловался Синоду, что ему некому поручить увещевать сектантов так как «глупые и невежественные» монахи к этому неспособны, «а ученые и умные не только не имели успеха, но сами увлеклись еретичеством» В результате, скопцы получали значительное послабления: «Солдаты-скопцы содержались в одной комнате, свободно собирались вместе, совершали радения в казематах и столько же свободно общались с другими арестантами»

По поводу способности к убеждению особым талантом обладал Селиванов. Когда Александр возмужал и его веротерпимость иссякла, настало время изолировать лжепророка. И тогда прислали к уже весьма пожилому Кондратию полицию. Да только полицейские не арестовали смутьяна, а перешли на его сторону. Пришлось идти огромным нарядом и тогда только Селиванова взяли и препроводили в монастырь, где он и скончался через какое-то время, уже в глубокой старости.

Годы шли, власти боролись, а скопцы шифровались и плодились. К концу XIX века их было примерно около 110 тысяч. А потом случилась революция, протест против власти стало можно выражать иным, не религиозным путем. И многие бывшие сектанты одели кожанки. Со скопцами в этом смысле было сложнее. К 30-м годам скопчество как относительно массовое явление сошло на нет.


61,75 КБ

Цитируемые источники:
1. Надеждин Н.И. Исследование о скопческой ереси. СПб., 1845
2. Кельсиев вып.3 с.177-178
3. ЦИАМ Ф.131.оп.8 д.131 Переписка прокурора Московской судебной палаты о сектантстве. 1898 год л.11,20
4.Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция. М., 1998 с.14
5. там же с. 41

А также:
Колчин М. Ссыльные и заточенные в Соловецком остроге в 16-19 вв. М., 1908.с.34
там же с.48
РГАДА ф.308 № 18 л.4
Кокорева Т.В. Суздальский Спасо-Евфимьевский монастырь как место заточения раскольников в XIX веке//Вестник МГУ
РГАДА ф.1203 Вяз.309 №33
Варадинов Н. История министерства внутренних дел Н. Варадинова. Кн.8 СПб 1863
Баженов Н.В. Историческая записка о скопческой секте в России в 1843-1870 гг//МО 1905 №1




Comments 
5-дек-2008 05:35 pm - Благодарю Вас за ценную информацию.
Добавлю своего.
Суть ересей хлыстовства и скопчества.
В разговорном русском языке до сих пор используются выражения хлыстовско-скопческого происхождения. Например, слово "радеть", которое в «хлыстовско-скопческом» смысле означает участвовать в "богослужении", в современном русском языке означает "стараться"; словом "подкованный" скопцы именовали кастрированного человека, а в современном русском речевом обороте так принято называть эрудита; выражение "находиться на седьмом небе" у скопцов означало кастрацию, а сейчас так в просторечье характеризуют состояние счастливой эйфории.
This page was loaded авг 23 2019, 6:30 am GMT.