Иван Лаптев-Двоезайцев (ivan_sc) wrote in ru_history,
Иван Лаптев-Двоезайцев
ivan_sc
ru_history

Categories:

Оружейная теория происхождения человека

 А не замахнуться ли нам, други, на теорию, не побоимся этого слова, антропогенеза?
 
ОТКУДА МЫ ?

Вопрос о своем происхождении волновал человечество на всем протяжении его существования на Земле. Откуда мы взялись: от божественной воли, от обезьян, от пришельцев из космоса? Ответ на этот вопрос с давних времен пытались найти представители разных народов и мировоззрений: Ч.Дарвин и Л.Г.Морган, К.Маркс и Ф.Энгельс, идеалисты и материалисты, религиозные деятели и атеисты, буржуазные философы и ортодоксальные коммунисты. Каждый выдвигал  свою теорию антропогенеза (то есть происхождения человека).
Для многих неприятно будет слышать, но

следует признать, что наибольшим авторитетом в научном мире пользуется теория происхождения человека от обезьяны. Последуем и мы за этим предположением. При этом возникает другой вопрос: в чем же главное отличие человека как разумного существа от обезьяны как представителя животного мира? Тут мнения расходятся. Энгельс, один из наиболее энциклопедически развитых  представителей марксизма, главной особенностью человека видел способность к организованному общественно-полезному труду. Он утверждал что именно труд сделал из обезьяны человека, именно он сформировал физическое строение современного человека.
Сейчас можно найти много опровержений теории Энгельса от примитивных (типа "лошадь тоже много работает, а в человека не превращается") до строго научных. Например, сильно развитые пальцы рук у человека вовсе не есть следствие его трудовой деятельности как утверждал Энгельс. Теперь уже доказано, эти пальцы достались нам от древних обезьян, основным способом передвижения которых было лазание на руках по веткам деревьев.
Другие (как ранее было принято говорить буржуазные) философы утверждали, что главное отличие человека от животного (и в частности от обезьяны) это наличие у него помимо сугубо материальных еще и духовных (в том числе культурных  и религиозных) ценностей, наличие гуманизма и нравственности.
Существует мнение, что вообще нельзя выработать критерия,  по которому можно разграничить человека и животного. Сторонники такого мнения утверждают, что нравственность и культура — это свод норм поведения, а у многих животных (в том числе и обезьян) имеются строго очерченные нормы поведения.
И все-таки даже самых высокоразвитых животных нельзя назвать существами культурными. Ни у одной из обезьян нигде еще не были замечены проявления "религиозности", а даже самое дикое человеческое племя всегда кому-то поклоняется — богу, солнцу или идолам. Кроме того нормы поведения человек получает большей частью не по наследству как животные, а приобретает в ходе своей жизни. При этом активно используется не только жестикуляция и речь, но и письменность, пусть и примитивная в виде рисунков. И хотя замечено что некоторые обезьяны поют и пляшут не для приманивания особей противоположного пола, а просто так — для своего удовольствия, но нигде в мире обезьяны по своей воле (а не по воле дрессировщика) не рисуют и не пишут.
Учитывая вышесказанное можно согласиться с тем, что именно наличие духовных (в особенности религиозных) ценностей отличает человека от обезьяны. Однако, принимая теорию происхождения человека от обезьяны, не уйти от ответов и на ряд возникающих вопросов:
— Зачем, например, обезьяне при ее превращении в человека потребовались какие-то совершенно несъедобные духовные ценности?
— Почему не идет процесс превращения обезьяны в человека в настоящее время, то есть почему исчезли промежуточные между современными обезьянами и человеком особи, назовем их обезьяно-людьми, несмотря на их более высокую, чем у обычных обезьян степень развития ?

HOMO ARMATUS (Человек вооруженный)

Рассмотрим более подробно процесс эволюции обезьяны в человека. Этот процесс начался 15 миллионов лет назад, когда в результате изменения климата, сократилось количество лесов и "древесным" обезьянам (дриопитекам, где «дрио» — дерево, «питек» — обезьяна) в ряде мест пришлось спуститься на землю и добывать себе корм в новых условиях. Из-за  недостатка  привычной вегетарианской пищи (фруктов), "наземным" обезьянам пришлось ввести в свое меню мясные блюда. Мясо в  числе  прочего стимулировало развитие головного мозга наших предков. Его объем у них был средним между объемом мозга современных человекообразной обезьяны и человека. Внешне же это были те же "лохматые" обезьяны, несколько более "вытянутые" и имевшие склонность к прямохождению. Эти существа и были названы обезьяно-людьми (по научному — питекантропами, где «питек» — обезьяна, «антроп» — человек).
Затем последовала цепочка превращений: питекантроп - синантроп - неандерталец - кроманьонец. Неандертальцы, например, 500 тыс. лет назад уже имели объем головного мозга, площадь волосяного покрова и пропорции конечностей близкие к человеческим (правда, были немного "сутулые" и имели звериную "физиономию").
Из-за некоторого внешнего сходства многие исследователи относят неандертальцев к древнейшим людям. И все же это были скорее представители животного мира, а не люди разумные ибо у них отсутствовал (или пока не найден) главный признак, отличающий обезьяну от человека - наличие духовных ценностей и в частности - религии.
Для добычи мяса, а так же обороны от хищников обезьяно-люди стали использовать первые образцы охотничьего оружия - попадавшиеся под руку камни и палки. Затем наиболее продвинутые из наших древнейших предков стали обрабатывать ("подправлять") природные заготовки для более удобного их использования. Кстати, и сейчас некоторые че-ловекообразные обезьяны используют нехитрые технические приспособления, например очищенные от коры ветки для ловли муравьев и термитов. Обезьяно-люди пошли дальше.
Они разработали помимо деревянного контактного оружия (дубина) каменное контактное оружие (рубило, впоследствии топор), метательное оружие с каменными наконечниками (метательное копье и гарпун), а также каменные орудия для разделывания охотничьих трофеев (скребло). Технологию изготовления данной номенклатуры изделий наши древние родственники передавали своему потомству, совместная охота развивала речевой аппарат. Важность этого этапа (производство орудий труда и коллективная трудовая деятельность) подчеркивал и Ф.Энгельс. Однако, отдавая должное охотничьему, он все-таки не упомянул о роли оружия боевого в процессе эволюции обезьяны в человека (хотя и имел ряд интересных трудов о боевом оружии).
Обезьяны в большинстве своем — существа стадные, таковыми были и древние обезьяно-люди. Но стадность, общинность вовсе не означает бесконфликтность. Как среди обезьян, так и среди обезьяно-людей даже принадлежащих одному стаду (преимущественно среди самцов) периодически вспыхивали стычки при дележе пищи и самок. В настоящее время можно слышать выражение "Миром правит любовь и голод". Это, в общем-то верно, только нужно добавить, что "миром обезьян".
Стычки между обезьяно-людьми (как и между  современными обезьянами), представляли из себя как правило манипуляции конечностями с нанесением сопернику легких телесных повреждений (ушибов и ссадин). По окончании данного процесса слабейший полностью подчинялся сильнейшему (вождю) или, что более редко, уходил из стада. Эти потасовки были относительно безобидны до тех пор, пока один из представителей слабейшей стороны не додумался применить против более сильного конкурента оружие, ранее использовавшееся исключительно в охотничьих целях (например, каменный топор). Так родилось первое боевое оружие, то есть оружие предназначенное для выведения из строя себе подобных путем обездвиживания. Появление боевого оружия произвело настоящий переворот в жизни обезьяно-человечьего общества.
Во-первых, оружие значительно уравнивало шансы борющихся сторон. Особенно это относится к ручному метательному оружию (сейчас называемому стрелковым): дротику, боласу (камень на веревке) и праще. Данное оружие позволяло поразить физически более сильного конкурента, не вступая с ним в непосредственный контакт. Ярким примером здесь служит библейская притча о победе подростка Давида над гигантом Голиафом, где Давид использовал в качестве метательного оружия пращу.
Во-вторых, и это самое главное, изменился характер повреждений в результате междоусобных разборок. Теперь эти мероприятия стали регулярно оканчиваться гибелью одной из сторон, да и победитель, учитывая уровень тогдашней медицины,  нередко получал увечья, несовместимые с жизнью.
 
HOMO CULTURUS (Человек культурный)

Применение боевого оружия привело к началу самоистребления обезьяно-людей. Процесс этот происходил катастрофически быстро потому, что из-за относительно развитого мозга навыки применения боевого оружия обезьяно-человек передавал быстрее, чем природа могла выработать такой защитительный инстинкт («не убивать своих!»), который можно встретить у стадных хищников, например, волков.
Это самоистребление продолжалось до тех пор, пока самому мудрому «вождю» обезьяно-людей, не пришла в голову мысль, что только введение строгих самоограничений может спасти и его стадо и его самого. Но как заставить живое существо идти наперекор своей природе и уступать своему сопернику там, где животный инстинкт зовет к крайним мерам (в том числе к применению боевого оружия). Значит, нужно создать систему добра и зла, напугать творящего зло неминуемым возмездием, отвлечь агрессивно жаждущего материальных благ стремлением к постижению духовных ценностей. Так были созданы нравственные нормы поведения. Возникла религия,  которая обеспечила соблюдение этих норм. Религия заменила инстинкт самосохранения (ограничения использования боевого оружия), который природа не успела создать. Те, кто стал подчиняться этим нормам и были первыми людьми — Homo Sapiens. (Процесс возникновения религии очень интересен и заслуживает специального рассмотрения, кое и будет представлено немного позже вашим покорным слугой)
 Таким образом, если охотничье оружие создало предпосылки для превращения обезьяны в человека, то боевое оружие сделало решающий шаг перевода наших предков из животного мира в мир разума. Образно говоря, именно оружие и главным образом оружие боевое (а не какая-то мифическая палка-копалка), «сделало» из обезьяны человека.
Некоторые ученые вообще считают, что единственное отличие человека от обезьяны это — применение оружия во внутривидовой борьбе, а культура и духовность это домыслы «от лукавого». По их мнению, та обезьяна, которая первая раскроила каменным топором череп своего сородича и была первым человеком!
Нравственные нормы поведения древнейших людей распространялись только на представителей своего племени: "не убий, не укради" — все это было применимо только к своей общине (древняя форма национализма, характерная и для большинства современных недоразвитых племен). Что бы не перессориться мужскому населению внутри своей общины возник обычай брать невест "со стороны" — было введено понятие родства. Это исключило кровосмешение, что благотворно сказалось на генетическом развитии человека.
Нормы поведения вместе с самим характером деятельности человека усложнялись, что потребовало для их передачи совершенствования языка общения и введения письменности. Гуманизация души привела к очеловечиванию внешнего вида древнего человека. Первые люди, оставивших после себя 70 тыс. лет назад произведения культуры (наскальные рисунки) в урочище Кро-Маньон (поэтому и нареченные кроманьонцами) имели более благообразное выражение лица, чем неандертальцы.
Обезьяно-люди же не подчинившиеся человеческим нормам самоограничения были большей частью самоистреблены и добиты более развитыми Homo Sapiens. Поэтому и нет сейчас особей стоящих на промежуточной ступени между человекообразными обезьянами (шимпанзе, гориллой, орангутаном) и человеком. Кстати, отсутствие самоограничений значительно укорачивает жизнь не только современным людям (алкоголизм и наркомания),  но и современным обезьянам. Большинство горилл живущих в настоящее время в природе оканчивает свою земную жизнь от инфарктов, вследствие чрезмерного ожирения как результата элементарного обжорства. Тут следует отметить, что по многим показателям (рост, форма черепа, сроки беременности и полового созревания) именно горилла (а не шимпанзе и тем более - орангутанг) является нашим ближайшим родственником.

ШАГ В СОВРЕМЕННОСТЬ

Что же касается оружия, то его дальнейший прогресс неразрывно связан с прогрессом человечества. Например, именно изобретение лука 12-15 тыс.лет назад, а отнюдь не совершенствование палки-копалки привело к так называемой "земледельческой революции", в короткий срок изменившей уклад жизни человека. Применение лука упростило снабжение человека мясом, позволило  человеку разводить "сэкономленную" (несъеденную) дичь, вести оседлый образ жизни и заниматься животноводством.
Но неограниченное использование охотничьего оружия уже во времена первобытных людей приводило к негативным последствиям. Многие ученые сейчас склоняются к мнению, что целые виды животных, в том числе и обитавшие на территории Владимирской области мамонты и гигантские саблезубые кошки, вымерли не по естественным причинам, а были уничтожены древними людьми с их примитивным (но достаточно эффективным) охотничьим оружием. Как говорится "съели всех мамонтов, теперь костям их не нарадуемся".
Дальнейшее увеличение эффективности охотничьего оружия, увеличение человеческой популяции и ее переход к оседлому образу жизни привели к уменьшению другой популяции — популяции диких животных. Снова стала ощущаться нестабильность в наличии пищи. Даже животноводство не могло полностью выправить положение. Недостаток мясной продукции вновь заставил человека обратить свой взор к пище растительной. Так возникла другое направление сельскохозяйственной деятельности человека — растениеводство. Умственно продвинутые племена (что и сейчас можно оценить по объему головного мозга) превратились из варваров-кочевников в культурных земледельцев.
Огромное влияние на историю человечества оказало и дальнейшее совершенствование боевого оружия. Расцвет и упадок тех или иных государственных образований, государственный политический строй и уровень благосостояния граждан различных стран во многом обусловлены степенью развития оружейной техники, но это — тема для отдельного большого разговора.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments