sasha_siniy (sasha_siniy) wrote in ru_history,
sasha_siniy
sasha_siniy
ru_history

Categories:

Нравы Запорожской Сечи


В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. По случаю этого события скоро выходит фильм Тарас Бульба, который, как утверждают создатели, снят не только близко к тексту произведения Гоголя, но и создан согласно исторической правде.
В связи с этим, мне захотелось узнать, какие нравы господствовали в Запорожской Сечи.
И начну я с одного очень известного благодаря картине Ильи Репина исторического факта. Все мы помним картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Картина написана на основе реального события, которое, правда, неизвестно когда точно произошло, и неизвестно какому именно турецкому султану было послано это письмо. Потому существует несколько вариантов текста письма, предложенный ниже считается каноническим (приводится по выписке из книги Дарвинского сборника истории Запорожской Сечи, хранящейся в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга, послание относится к концу XVII века).

Письмо турецкого султана к казакам
«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.
Султан турецкий Мухаммед IV.»

Ответ Запорожцев Магомету IV-му (русский перевод, осторожно ненормативная лексика)
«Запорожские казаки турецкому султану!
Ты — шайтан турецкий, проклятого чёрта брат и товарищ, и самого Люципера секретарь! Какой же ты к чёрту рыцарь, коли голою жопой ежа не убьёшь? Чёрт высирает, а твоё войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сыновей христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, распроёб твою мать.
Вавилонский ты кухарь, Македонский колесник, Иерусалимский хвастун, Александрийский козлоёб, Великого и Малого Египта свинопас, Армянская свинья, Подолянская злодиюка, Татарский колчан, Каменецкий палач, и всего света и под-света придурок, а для нашего Бога — дурень, самого аспида внук и нашего хуя крюк. Свинячья морда, лошадиная жопа, мясника собака, некрещёный лоб, мать твою ёб!
Вот так тебе запорожцы отвечают, никчёмный! Не годен ты и свиней христианских пасти! Числа не знаем, ибо календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, и за это целуй в сраку нас!
Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем войском Запорожским»

Суровые были ребята и не без чувства юмора. А вот несколько фактов об укладе жизни на Сечи:

О нравах и занятиях
Главным занятием в сечи была охота и рыбная ловля. Жили запорожцы первое время в Сечи вместе. Каждый курень имел своё помещение, являющее собой сплетенный из хвороста шалаш с накинутыми сверху лошадиными шкурами. В куренях велось общее хозяйство. Обычной пищей были соломаха - ржаное квашенное тесто; тетеря - похлёбка из ржаной муки; щерба - рыбная похлёбка. Порядки в Сечи были достаточно суровы: воровство, разбой, насилие в мирных христианских селениях карались смертью. Ссора между товарищами была под запретом и каралась плетью. Такие порядки просуществовали в Сечи около двух веков.

Испытания при отборе
Казаком мог стать любой православный мужчина. Независимо от расы и социального положения. Главное условие: хочешь стать рыцарем славного войска Запорожского - одолей испытания. Вот одно из них: парня связывали веревкой, бросали с покатой скалы и пока он катился вниз, должен был развязаться, или укрепят, например, доску между двух скал, а ты пройди по ней. И не просто так, а с завязанными глазами. Оступишься – внизу поймают. Но к себе уже не пустят. Иди, тренируйся, мол. Придешь через год. Зато, если все выдержишь – пожалуйста, присоединяйся. Только без женщин и детей – им на Сечь дорога была закрыта.

Собственность Казаков
В современном понимании, Запорожское Войско было республикой, а кошевой атаман президентом. Только не обычной республикой была Запорожская Сечь, так как в республике всякий имеет свое собственное хозяйство, на Сечи же хозяйство было только сечевое и куренное, отдельные же запорожские казаки не должны были иметь никакого хозяйства и имущества. Собственностью запорожцев был только конь, оружие, одежда и деньги, и только в более поздние времена запорожская старшина начала заводить свое хозяйство.

Организация быта
О том, чем кормить общество, должны были заботиться куренные атаманы. Средства и всякие припасы Войско Запорожское добывало преимущественно на своих вольностях. На том же новогоднем собрании все вольности расписывались на 38 бумагах так, чтобы во всякой части более-менее одинаково было земельного и водного добра. На глазах всего общества военный писарь скручивал эти бумажки (лясы или жребии) и клал их в свою шапку, а потом, хорошо потрусив, давал куренным атаманам извлекать лясы с шапки. Какому куреню какие вольности приходились, теми он и должен пользоваться весь год.
Состоя под верховною протекцией сперва польского, потом русского правительства, временно под покровительством крымского хана, запорожские козаки во все время своего исторического существования управлялись собственным, обыкновенно ежегодно сменявшимся и непременно неженатым начальством.
Tags: 17 век, Россия, Турция, Украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 125 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →