rumjancew (rumjancew) wrote in ru_history,
rumjancew
rumjancew
ru_history

Category:

Трагедия русской философии

В продаже наконец появилась книга, которая поможет взглянуть на историю России по-русски:

Николай Ильин. Трагедия русской философии. М., 2008

Вместо предисловия

Есть вопрос и глубже и обширнее по своему значению

всех наших вопросов – и вопроса (каков цинизм?) о крепостном состоянии,

и вопроса (о ужас!) о политической свободе. Это вопрос о нашей

нравственной и умственной самостоятельности.

Из письма Аполлона Григорьева Николаю Страхову (1861 г.)

В этой книге сделана попытка – первая и до сих пор единственная[1] – рассказать о той философии, которую мы потеряли.

Подавляющее большинство читателей об этой потере даже не подозревает; практически все писатели (включая и так называемых «специалистов по истории русской философии») или знают о ней не больше читателей, или делают вид, что никакой потери не было.

Между тем, речь идет не о какой-то «сокровенной философии», запрятанной подальше от непосвященных, и не о полуистлевших рукописях какого-то неизвестного гения, отысканных мною «в пыли архивов». Речь идет о целой плеяде мыслителей, которые определяли лицо русской философии в течение всей второй половины XIX века, создав при этом не разрозненные философские системы, а внутренне цельную национально-русскую философию. Философию, которой нам сегодня катастрофически не хватает.

О характере этой философии, как и о том, кто и каким образом всячески затушевывал ее значение в течение почти всего XX века, я рассказываю в данном исследовании. Но, пожалуй, только в самое последнее время, благодаря ряду неосмотрительных высказываний современных российских авторов, мне стала вполне понятна «сверхзадача» беспрецедентной фальсификации истории русской философии.

Превратив в огромное «белое пятно» ее самый продолжительный и плодотворный период (1850-е – 1890-е годы), становится значительно проще подвести читателя к мысли, что настоящее «самоутверждение русской философии» произошло вовсе не в России, не среди своего народа и не на своей почве, а в «интеллектуальном сообществе Запада», то есть в эмигрантском изгнании[2].

А раз так, то можно допустить, что и вся русская культура не только сохранится, но и успешно «самоутвердится», продолжит «воспроизводиться»[3] - даже и тогда, когда Россия исчезнет с карты мира, а русский народ окажется повсюду «за рубежом». Для кого-то сегодня (точнее, today) это вовсе не «бессмысленные мечтания», а вполне расчетливые ожидания.

Еще сравнительно недавно мне казалось, что подобные ожидания наших Смердяковых могут оправдаться. Но в самое последнее время я почувствовал – если использовать слово, введенное в русский язык Аполлоном Григорьевым – какие-то иные веяния; во мне стала расти уверенность, что почва уходит из-под ног не у нас, а у наших Смердяковых; наконец, что мы, пусть и очень медленно, обретаем ту нравственную и умственную самостоятельность, которую, казалось бы, безнадежно утратили.

Если так, то и подлинное возвращение к русской философии уже не за горами.

*

Для настоящего издания в первую часть книги внесены определенные изменения и дополнения; глава 6 полностью переработана. Вторая часть и «Эпилог» печатаются впервые.



[1] Первая часть данного исследования выходила дважды в журнальном варианте (в ежегоднике «Русское самосознание в 1997-2000 гг. и в журнале «Москва» в 2001 г.), а в виде отдельной книги в Санкт-Петербурге в 2003 г. в издательстве «Первая линия».

[2] Ср. Красиков В. И. Русская философия today. М. Водолей. 2008. С. 212.

[3] Ср. Аронов А. А. Культурный ренессанс русского зарубежья. М. Экон-информ. 2007. См. в особенности главу «Система воспроизводства русской культуры в условиях эмиграции».


Предыдущие издания этой книги вы можете прочитать в электронном виде вот тут -

Николай ИЛЬИН. Трагедия русской философии.

Даю оглавление:




Введение.

Часть I. От личины к лицу.

Глава первая. "Ложь одиссеев".
Глава вторая. Доминанта русской национальной философии: принцип самосознания
Глава третья. Работники одиннадцатого часа
Глава четвертая. О понятии "религиозной философии". Двуликий Янус позитивизма
Глава пятая. Крест познания. О русском типе христианской философии

Часть II. Век классиков.

Вступление.

Раздел I. Прелюдия к метафизике человека.

Глава первая. Царь и философ, или тайна «Девятнадцатого века».
Глава вторая. Существенность как народность.
Глава третья. Существенность в ее полноте: человек как народная личность.
 
Tags: 19 век, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments