?

Log in

No account? Create an account
Вопросы истории
Планировал ли Сталин в 1943 году "перехватить у Власова триколор"? 
Ходит по Сети, цитируется и обсуждается текст некоей телеграммы наркома иностранных дел Молотова советскому послу в США Литвинову:

"10 января [1943] состоялось заседание Политбюро... Признано своевременным переименование Красной армии в Русскую армию, изменение названия "командир" на "офицер", привлечение духовенства всех исповеданий, особенно православного, на службу в армии. По поручению т. Сталина выясните реакцию Белого дома, конгресса и военных кругов на возможность изменения конституции и введения трехцветного государственного флага" (ГАРФ, фонд 5761, оп. 1, д. 9, л. 207).

Сенсационно, не правда ли? Но каков источник данной "телеграммы"? Примерно установить это (и тем самым происхождение и достоверность документа) можно даже не ходя в Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).

Впервые данная ссылка и цитата появились в статье Юрия Цурганова "Зачем Сталину трехцветное знамя?" (Посев, 2000, № 10). Собственно, только эта цитата из нее и попала в Сеть - в краткой рецензии на нее в "Новом мире", 2001, № 3: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2001/3/period.html

Цурганов - действительно историк, работал в архивах. По материалам своих исследований опубликовал в 2001 году книгу "Неудавшийся реванш: Белая эмиграция во Второй войне". Книга написана с откровенно власовских позиций, что неудивительно ввиду того, что Цурганов - главный редактор журнала "Посев", издаваемого Народно-трудовым союзом (НТС), тесно сотрудничавшим с оккупантами и власовцами в годы войны. И вот в ней, в главе "Зарождение и развитие Власовского движения" (Цурганов пишет о нем только с большой буквы), мы натыкаемся на такую интересную ссылку:

"Информация командира Донского Корпуса от 17 марта 1943. — ГАРФ, ф. 5761, оп. 1, д. 9, л. 206".

Источник: Цурганов Юрий. Неудавшийся реванш: Белая эмиграция во Второй войне. М.: Интрада, 2001. С. 240. Примеч. 395.

Как видим, он ссылается на архивные документы в том же самом фонде описи и деле ГАРФ на предшествующий "тексту телеграммы" лист. К чему же относится ссылка? К следующей информации:

"До решения своего вопроса принципиальным образом на высшем уровне руководства Рейха, эмигранты были вынуждены ограничиться мероприятиями местного масштаба. В Одессе организовалась группа воинских бывших чинов врангелевской Русской Армии, возглавляемая полковником Пустовойтовым. Группа, провозгласившая своей целью "борьбу с большевиками всеми доступными способами", пользовалась поддержкой со стороны местной немецкой администрации. Кроме того, врангелевцы поставили перед собой задачу попечительства над церковным приходом и русской школой".

Источник: Цурганов Юрий. Неудавшийся реванш: Белая эмиграция во Второй войне. М.: Интрада, 2001. С. 240. Примеч. 395.

Иначе говоря, данное архивное дело содержит переписку европейских белоэмигрантов.

Тем более что, согласно официальному указателю ГАРФ, документы в данном фонде относятся к следующей тематике:

"ОБЩЕКАЗАЧЬЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ В ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ. Прага. 1939–[1945]
Ф. Р-5761, 1 оп., 32 ед. хр., 1918–1919, 1921, 1928, 1939–1945".


Источник: http://www.garf.ru/4818_white.htm

За это указания я благодарен bsv_aka_bsv: http://hasid.livejournal.com/991515.html?thread=17007387#t17007387 

Поскольку документы в архивах группируются по источнику происхождения, настоящая советская (пусть даже самая тайная) телеграмма не может лежать в этом фонде - для такого рода документов есть свои разделы архива.

Сам Цурганов, кстати, признает, что это не подлинная советская телеграмма. Но он утверждает (например, в эфире "Радио "Свобода""  10 марта 2009 года), что это... якобы ее перехват немцами:

"Юрий Цурганов: В Госархиве Российской Федерации лежит документ – это перехваченная немцами секретная телеграмма Молотова Литвинову, который был советским представителем в Вашингтоне, о том, что было экстренное совещание Политбюро, и Сталин хотел ввести бело-сине-красный флаг, чтобы перехватить это у Власова".

Источник: http://www.svobodanews.ru/content/Transcript/1507647.html

Однако, каким образом текст перехваченной немцами советской телеграммы оказался у казаков-белоэмигрантов в Праге, с которыми немцы даже практически не сотрудничали (да и тем более не стали бы предоставлять им тексты перехватов)?

Да и не было никакого "власовского движения" к январю 1943 года, и перехватывать у этого несуществующего движения триколор было нельзя - ибо оно его и не использовало даже в пропаганде. Впервые триколор был использован на параде так называемой "гвардейской бригады РОА" в Пскове 22 июня 1943 года (это хорошо известный факт). И вообще о РОА как о некоей массовой силе даже сами немцы в обращенной на СССР пропаганде заговорили лишь тогда же, в начале лета 1943 года: http://v-rodyonov.livejournal.com/6940.html 

Нет, все-таки, судя по всему, тут просто изложение некоей информации дошедшей до белоэмигрантов информации, что якобы немцы перехватили телеграмму и в ней сообщалось что Сталин...
Comments 
8-янв-2010 07:48 pm
А как устроен этот архив? Посмотрел на сайте -- какой-то 19ый век. Почему архивы до сих пор не отсканированы? Ну хотя бы можно туда с улицы прийти и проверить?
8-янв-2010 07:59 pm
>А как устроен этот архив?
--В смысле?
>Посмотрел на сайте -- какой-то 19ый век.
--И 19-й тоже.
>Почему архивы до сих пор не отсканированы?
--Где деньги, Зин? (с)
> Ну хотя бы можно туда с улицы прийти и проверить?
--Уважаемые посетители!
Для работы в читальном зале необходимы личное заявление и документ, удостоверяющий личность.
9-янв-2010 01:32 am
Я имел в виду "19 век" не по наполнению фондов, а по технической оснащённости. Немного дико выглядит, что в 21 веке нужно куда-то ехать, записываться, и тратить пол-дня на просмотр физической копии документа, от которого есть точные данные. Архив должен быть весь отсканирован. Если архив очень большой и пока временно ещё отсканирован не весь, при нём должна быть служба, в которую можно послать по e-mail это загадочное "Ф. Р-5761, 1 оп., 32 ед. хр", а служба отсканирует и пришлёт на следующий день по e-mail файлы, списав с моей кредитной карточки по 5 рублей за страницу. Заодно и для инвалидов работа.

А у этого ГАРФ в разделе "Новости" информация за 2004 год, а в разделе "Контакты" телефоны с кодом (095) и e-mail'а ни одного нет. Просто лес дремучий какой-то, не думал, что такие ископаемые мамонты ещё остались...
4-мар-2011 03:42 pm
Для работы в читальном зале необходимы личное заявление и документ, удостоверяющий личность.

Например, я хочу снять копию с этой телеграммы, чтобы потом выложить её скан на сайте. Значит ли это, что мне потребуется только паспорт, свободное время и немного денег, чтобы получить доступ к данному документу? Или есть какие-то нюансы?
8-янв-2010 09:29 pm - "как устроен этот архив"
"...А как устроен этот архив? Посмотрел на сайте -- какой-то 19ый век...."
Не знаю, куда Вы смотрели, но я нашел на уп. сайте по ссылке
http://www.garf.ru/4818_white.htm
"...БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ПОМОЩИ ПОЛИТИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕННЫМ В РОССИИ. Прага. 1925–[1937]
Ф. Р-5880, 1 оп., 16 ед. хр., 1924–1937...", т.е 20й век .
Здесь - http://www.garf.ru/perechen.htm - перечь фондов: например "
#
Документы по истории России XIX - начала XX вв.
#
Документы по истории РСФСР
#
Документы по истории СССР
#
Документы по истории белого движения и эмиграции
"

http://www.garf.ru/fonds.htm
"
Государственный архив

Российской Федерации

хранит:

1 миллион дел по историиРоссийской империи и истории России периода Временного правительства

около 3 миллионов дел по истории Советского Союза

свыше 1,5 миллионов дел по истории РФСР

около 33 тысяч дел по истории Российской Федерации

документы по истории белого движения и русской эмиграции
"

"Ну хотя бы можно туда с улицы прийти и проверить?"
спросите у самих работников;-)

garf@online.ru

http://www.garf.ru/contact_tel.htm
Центр комплектования документов ((095) 240-32-54)

Центр хранения документов ((095) 245-83-15)

Научно-информационный центр ((095) 245-81-42)

Библиотека федеральных архивов ((095) 245-81-84)
8-янв-2010 09:40 pm
а вы посмотрите на путеводители не на ужасном сайте ГАРФа, а на общероссийском архивном сайте и сравните :)

http://guides.rusarchives.ru/browse/browse.html
в самом верху все пять путеводителей по ГАРФу
4-мар-2011 09:37 am
Зайти и проверить можно, только вам надо сначала написать требование на искомое архивное дело, а обработают они его через день или два. ГАРФ работает ну очень медленно.
8-янв-2010 09:13 pm
Спасибо
8-янв-2010 10:24 pm
Ээээ, а разве Красную армию переименовали в Русскую?0_0
9-янв-2010 03:40 am
с точки зрения здравого смысла, эта "телеграмма" - бред.
43-й, пусть даже в январе - это уже устойчивое равновесие и начало выдавливания вражин. Затевать "переворот основ" в такое время - только делу вредить.
Опять же, за полтора года Войны люди и на фронте, и в оккупации успели убедиться, что никакой "русской идеи" победы Гитлера не принесут. А значит, и "перехватывать" нечего
9-янв-2010 02:29 pm
Конечно, бред. Хотя бы потому что никто был не стал спрашивать на это согласия в Вашингтоне, США начала 1943 года - далеко не послевоенная супердержава. Но это как бы анализ общей ситуации.

Для тех кто банально упирает на "ну тут же цитата, да еще и ссылка на (загадочные советские) архивы", надо разобрать по косточкам и показать на каком хлипком основании все это держится.
9-янв-2010 06:56 am
Кстати говоря подобные настроения могут быть связаны с введением в КА понятия "офицер" и возвращением погон.
9-янв-2010 06:59 am
Нет, только с возвращением погон. На офицерский состав перешли только летом 43-го.
9-янв-2010 02:26 pm
В принципе да, это как наиболее вероятный реальный источник подобных слухов, к зиме - весне 1943 года какие-то слухи о решениях советского Политбюро об этом уже наверняка просачивались, и даты соответствующих указов и приказов Верховного Совета и Комиссариата обороны (6 - 15 января) в общем-то близкие:

"23 октября 1942 года Политбюро ЦК ВКП (б) утвердило введение погон, как знаков различия для личного состава Красной Армии и войск НКВД. Но в силу различных причин, только 6 января 1943 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета (ПВС) СССР "О введении погон для личного состава Красной армии", объявленный приказом НКО № 24 от 10.01.1943 г.

Наконец 15 января 1943 г. появился приказ НКО СССР № 25 "О введении новых знаков различия и об изменениях в форме одежды Красной Армии". В нем, в частности, было определено, что полевые погоны носят военнослужащие в действующей армии и личный состав частей, подготавливаемых для отправки на фронт. Повседневные погоны носят военнослужащие остальных частей и учреждений, а также при ношении парадной формы одежды.

На новые знаки различия предписывалось перейти в период с 1 по 15 февраля 1943 года. Позднее, приказом НКО СССР № 80 от 14.02.1943 г., этот срок был продлен до 15 марта 1943 г. К началу перехода на летнюю форму одежды Красная Армия была полностью обеспечена новыми знаками различия".
http://polygonv.narod.ru/vp-pprkka43/index.html
4-мар-2011 09:35 am
Был рад помочь
This page was loaded сент 16 2019, 2:49 pm GMT.