От винта! (v_rodyonov) wrote in ru_history,
От винта!
v_rodyonov
ru_history

Categories:

Планировал ли Сталин в 1943 году "перехватить у Власова триколор"?

Ходит по Сети, цитируется и обсуждается текст некоей телеграммы наркома иностранных дел Молотова советскому послу в США Литвинову:

"10 января [1943] состоялось заседание Политбюро... Признано своевременным переименование Красной армии в Русскую армию, изменение названия "командир" на "офицер", привлечение духовенства всех исповеданий, особенно православного, на службу в армии. По поручению т. Сталина выясните реакцию Белого дома, конгресса и военных кругов на возможность изменения конституции и введения трехцветного государственного флага" (ГАРФ, фонд 5761, оп. 1, д. 9, л. 207).

Сенсационно, не правда ли? Но каков источник данной "телеграммы"? Примерно установить это (и тем самым происхождение и достоверность документа) можно даже не ходя в Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).

Впервые данная ссылка и цитата появились в статье Юрия Цурганова "Зачем Сталину трехцветное знамя?" (Посев, 2000, № 10). Собственно, только эта цитата из нее и попала в Сеть - в краткой рецензии на нее в "Новом мире", 2001, № 3: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2001/3/period.html

Цурганов - действительно историк, работал в архивах. По материалам своих исследований опубликовал в 2001 году книгу "Неудавшийся реванш: Белая эмиграция во Второй войне". Книга написана с откровенно власовских позиций, что неудивительно ввиду того, что Цурганов - главный редактор журнала "Посев", издаваемого Народно-трудовым союзом (НТС), тесно сотрудничавшим с оккупантами и власовцами в годы войны. И вот в ней, в главе "Зарождение и развитие Власовского движения" (Цурганов пишет о нем только с большой буквы), мы натыкаемся на такую интересную ссылку:

"Информация командира Донского Корпуса от 17 марта 1943. — ГАРФ, ф. 5761, оп. 1, д. 9, л. 206".

Источник: Цурганов Юрий. Неудавшийся реванш: Белая эмиграция во Второй войне. М.: Интрада, 2001. С. 240. Примеч. 395.

Как видим, он ссылается на архивные документы в том же самом фонде описи и деле ГАРФ на предшествующий "тексту телеграммы" лист. К чему же относится ссылка? К следующей информации:

"До решения своего вопроса принципиальным образом на высшем уровне руководства Рейха, эмигранты были вынуждены ограничиться мероприятиями местного масштаба. В Одессе организовалась группа воинских бывших чинов врангелевской Русской Армии, возглавляемая полковником Пустовойтовым. Группа, провозгласившая своей целью "борьбу с большевиками всеми доступными способами", пользовалась поддержкой со стороны местной немецкой администрации. Кроме того, врангелевцы поставили перед собой задачу попечительства над церковным приходом и русской школой".

Источник: Цурганов Юрий. Неудавшийся реванш: Белая эмиграция во Второй войне. М.: Интрада, 2001. С. 240. Примеч. 395.

Иначе говоря, данное архивное дело содержит переписку европейских белоэмигрантов.

Тем более что, согласно официальному указателю ГАРФ, документы в данном фонде относятся к следующей тематике:

"ОБЩЕКАЗАЧЬЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ В ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ. Прага. 1939–[1945]
Ф. Р-5761, 1 оп., 32 ед. хр., 1918–1919, 1921, 1928, 1939–1945".


Источник: http://www.garf.ru/4818_white.htm

За это указания я благодарен bsv_aka_bsv: http://hasid.livejournal.com/991515.html?thread=17007387#t17007387 

Поскольку документы в архивах группируются по источнику происхождения, настоящая советская (пусть даже самая тайная) телеграмма не может лежать в этом фонде - для такого рода документов есть свои разделы архива.

Сам Цурганов, кстати, признает, что это не подлинная советская телеграмма. Но он утверждает (например, в эфире "Радио "Свобода""  10 марта 2009 года), что это... якобы ее перехват немцами:

"Юрий Цурганов: В Госархиве Российской Федерации лежит документ – это перехваченная немцами секретная телеграмма Молотова Литвинову, который был советским представителем в Вашингтоне, о том, что было экстренное совещание Политбюро, и Сталин хотел ввести бело-сине-красный флаг, чтобы перехватить это у Власова".

Источник: http://www.svobodanews.ru/content/Transcript/1507647.html

Однако, каким образом текст перехваченной немцами советской телеграммы оказался у казаков-белоэмигрантов в Праге, с которыми немцы даже практически не сотрудничали (да и тем более не стали бы предоставлять им тексты перехватов)?

Да и не было никакого "власовского движения" к январю 1943 года, и перехватывать у этого несуществующего движения триколор было нельзя - ибо оно его и не использовало даже в пропаганде. Впервые триколор был использован на параде так называемой "гвардейской бригады РОА" в Пскове 22 июня 1943 года (это хорошо известный факт). И вообще о РОА как о некоей массовой силе даже сами немцы в обращенной на СССР пропаганде заговорили лишь тогда же, в начале лета 1943 года: http://v-rodyonov.livejournal.com/6940.html 

Нет, все-таки, судя по всему, тут просто изложение некоей информации дошедшей до белоэмигрантов информации, что якобы немцы перехватили телеграмму и в ней сообщалось что Сталин...
Tags: Великая Отечественная
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments

Recent Posts from This Community