Александр Чабанюк (achabanyuk) wrote in ru_history,
Александр Чабанюк
achabanyuk
ru_history

Categories:

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1943 г.

 8 сентября 1943 г. в Москве состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором был избран Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Это был первый Собор Русской Православной Церкви после 1918 г.

Собору предшествовала встреча в Кремле 4 сентября 1943 г. Местоблюстителя Патриаршего Престола Московского митрополита Сергия (Страгородского), Ленинградского митрополита Алексия (Симанского) и Киевского митрополита Николая (Ярушевича) с И. В. Сталиным.

Чтобы по-настоящему оценить историческое значение этого события, нужно вспомнить, что Советское государство с самого момента своего основания провозгласило одной из главных целей непримиримую борьбу с религией и полное искоренение религиозных «предрассудков».

Особенно активно репрессивные органы приступили к борьбе с Русской Православной Церковью в 30-х гг. По данным правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937–1938 гг. было расстреляно 106800 православных священнослужителей. В период 1939-1941 гг. было расстреляно еще 3900 священников. К 1939 году во всей России осталось лишь около 100 соборных и приходских храмов. На свободе пребывали только 4 правящих архиерея.

И вдруг в 1943 г. атеистическое антирелигиозное государство, по сути дела, капитулирует перед поверженной Церковью. Что могло заставить Сталина пойти на такой шаг?



Есть мнение , что такие изменения сталинской политики строились исключительно на прагматическом расчете, так как главный курс государства на борьбу с религией не был скорректирован, а государственная идеология оставалась атеистической. Тогда два года войны показали, что выстоять и победить можно только при жертвенном участии всего народа.

Потепление отношений с религиозными организациями нужно было в качестве пропагандистских шагов для западных союзников. Сказанное вытекает из того, что гонения ослабли, но не прекратились. В это время в заключении продолжал томиться святитель Афанасий (Сахаров). 5 ноября 1943 года ярославским НКГБ епископ Кинешемский Василий (Преображенский) был арестован и 7 ноября заключен в ярославскую внутреннюю тюрьму. 13 августа 1945 владыка скончался в ссылке.

В сентябре 1944 года был арестован священномученик архимандрит Серафим (Шахмуть). Он мужественно исповедовал православную веру во время пыток и издевательств и скончался в тюрьме НКВД. Можно привести и другие случаи государственного давления на Церковь вплоть до самой смерти Сталина.

Как бы там ни было, но факт остается фактом – уничтожение Церкви не удалось. Более того, оказалось, что государству, даже атеистическому, без союза с Церковью не обойтись. Особенно, в тяжелых военных условиях, когда народу была необходима сильная духовная поддержка.
Tags: 1940-e, Религия, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments