moskvitinrm (moskvitinrm) wrote in ru_history,
moskvitinrm
moskvitinrm
ru_history

Category:

МАШИНЫ ВРЁМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Ни до, ни после мир не знал войны кровопролитнее, чем Вторая мировая. Позже ее назовут "войной моторов".
Действительно, борьба шла не только между народами, но и между машинами, которые они создавали...

Начнём с самых маленьких "вояк" - мотоциклов. Мотоциклетные части входили в состав механизированных и танковых корпусов, танковых армий и использовались для ведения разведки, патрулирования, связи и так далее. В основном на вооружении в Советской Армии стояли мотоциклы М-72, ставшие "прародителями" сегодняшних "Уралов". Часть двигателей для них поставлял во время войны и московский завод ЗиС. Так же использовались ТИЗ-АМ600 и американские "Харлей-Дэвидсон" WLA-42.


М-72



ТИЗ-АМ600


"Харлей-Дэвидсон" WLA-42



Что касается автомобилей, то для нужд фронта было мобилизовано все, что имелось в народном хозяйстве. Это легковые автомобили ГАЗ-М1, ГАЗ-11-73, полноприводный ГАЗ-61, а также ЗиС-101 для высокого начальства. Несколько позже на вооружение поступили первые советские легковые вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, используемые и как штабные автомобили, и как тягачи для легких орудий и минометов.


ГАЗ-М1


ГАЗ-11-73


ГАЗ-61


ЗиС-101


ГАЗ-64


ГАЗ-67

Части автомобильных войск и материального снабжения перед войной комплектовались в основном автомобилями ГАЗ-АА и ЗиС-5. В ходе войны они были максимально упрощены (фанерная кабина, угловатые крылья, одна фара) и получили индексы ГАЗ-ММ и ЗиС-5В. Гораздо меньше было трехосных автомобилей повышенной грузоподъемности ГАЗ-ААА и ЗиС-6, как, впрочем, и ярославских грузовиков ЯГ-6 и ЯГ-10, полугусеничных машин ЗиС-42 и ГАЗ-60, газогенераторных ЗиС-13 и ГАЗ-42. Для перевозки личного состава и раненых использовались автобусы ЗиС-8 и ГАЗ-03-30. Последний послужил базой для санитарного автобуса ГАЗ-55.


ГАЗ-АА


ЗиС-5


ЗиС-8


ГАЗ-03-30

Немаловажную роль сыграли союзнические поставки техники по ленд-лизу. К нам поступило около пятидесяти моделей автомобилей от американских, канадских и английских фирм. Самые распространенные из них: близнецы Willys MB и Bantam 40RC -первые в мире джипы, созданная на их базе амфибия Ford GPA, грузовики Chevrolet G7107 и C60L, Ford G8T, Dodge WC-51 и WF-32, "тяжеловесы" Mack и Diamond T980. Но самыми распространенными, пожалуй, были грузовики REO и Studebaker US 6х6 и 6х4. Всего в армию по ленд-лизу было поставлено около 477785 автомобилей. А общая численность автомобильного парка к концу войны, согласно энциклопедии "Великая Отечественная война", составила 664,5 тыс. автомобилей.


Willys MB


Studebaker US


Мобильность автомобильного транспорта позволяла осуществить быструю доставку и перевозку войск, боеприпасов, вооружения, продовольствия и обмундирования, эвакуацию раненых и поврежденной военной техники. Исключительно важную роль он сыграл во время блокады Ленинграда, обеспечивая по знаменитой Дороге жизни связь осажденного города с внешним миром. Огромная перевозочная работа была выполнена во время Московской, Сталинградской, Курской битв, битвы за Днепр, Белорусской стратегической операции 1944 года. К примеру, в район Сталинграда было доставлено 270 тыс. тонн грузов на расстояние 120-450 км, перевезено 20 стрелковых дивизий. Наиболее интенсивные автомобильные перевозки осуществлялись в период Берлинской операции, их объем составил свыше 1,2 млн тонн, а среднесуточный пробег автомобилей - 350 км. Всего за годы войны автомобильным транспортом перевезено свыше 625 млн тонн грузов (что соответствует 39 млн железнодорожных вагонов). Это составляет примерно 55% от общего объема перевозок.
Автомобили во время войны использовались и как боевые машины. На их шасси монтировались зенитные установки, знаменитые гвардейские минометы "катюша" БМ-8, БМ-13, БМ- 31-12, признанные самым сокрушительным наземным оружием Второй мировой войны. Использовались в начале войны и бронеавтомобили, созданные на базе ГАЗ-М1, ГАЗ-67, ГАЗ-ААА, ЗиС-6 и других. Различались они по весу и вооружению. Легкие (масса до 4 т): БА-20, ФАИ-М, БА-64Б с пулеметным вооружением; средние (масса 4-8 т): БА-6, БА-6М, БА-9, БА-10; тяжелые (свыше 8 т): БА-11, БА-11Д - с пушечным и пулеметным вооружением.


БМ-13


БА-20


БА-10


БА-11

Кроме них существовали плавающие бронеавтомобили - ПБ-4 и ПБ-7, специальные (для движения по железной дороге) - БА-20 ж.д. БА-10 ж.д. и санитарно-транспортный БА-22.


ПБ-7


БА-20 ж.д.


БА-22

Бронеавтомобили имели несущие корпуса, как правило закрытого типа, с вращающейся башней. Шасси были 2- и 3-осные, в основном полноприводные, с пулестойкими пневматическими шинами. Но в ходе войны стала очевидной уязвимость бронеавтомобилей для артиллерии и ударов авиации, невысокая проходимость, а потому их использование к 1942 году было значительно сокращено. Лишь легкие БА-64 и БА-64Б продолжали использоваться для разведки и связи. Бронеавтомобили послужили прообразом бронетранспортеров, имеющих несколько другие цели и задачи.
Что касается гусеничной техники, то она в основном применялась в качестве артиллерийских тягачей. Основу парка составляли тягачи С-2 челябинского завода и Я-12, -13 Ярославского автомобильного завода, перешедшего целиком на их выпуск с 1943 года. А основной продукцией тракторных заводов в ходе войны стали танки и САУ (самоходные артиллерийские установки). Новое образцы последних начали создаваться на танковых шасси к концу 1941 года, когда стало ясно, что для эффективной поддержки подвижных соединений пехоты и танков, противотанковой обороны войск требуется и подвижная артиллерия.


БА-64


С-2


Я-12

САУ имели более крупнокалиберные орудия, чем сами танки, и вели огонь прямой наводкой, как правило, на дальностях, превышающих эффективность танковых пушек. С закрытых позиций они могли поражать цели на дальностях до 17 км.
С 1943 года САУ были переданы из ведения командующего артиллерией в подчинение командующего бронетанковыми и механизированными войсками. По массе САУ, как и танки, делились на легкие (до 20 т) - СУ-76, СУ-76М; средние (до 40 т) - СУ-85, СУ-100, СУ-122; тяжелые (св. 40 т) - ИСУ-122, СУ-152, ИСУ-152. Цифра в маркировке обозначала калибр пушки или гаубицы в миллиметрах. По компоновке они различались расположением боевого отделения: спереди, в середине и сзади, куда неподвижно устанавливалось орудие.


СУ-76


СУ-100


ИСУ-152

Лёгкие САУ применялись для сопровождения пехоты и борьбы с противотанковой артиллерией, пулеметами и легкими бронированными машинами противника. Части средних и тяжелых САУ сопровождали танки и пехоту, вели дуэль с танками, штурмовыми орудиями, противотанковой артиллерией противника и разрушали его оборонительные сооружения. СУ-152, например, прозвали "зверобоями" за их способность пробивать даже лобовую броню танков и штурмовых орудий вермахта.
Танки считались самой эффективной штурмовой наземной техникой. Обладая хорошей проходимостью, мобильностью, скоростью и возможностью вести огонь во всех направлениях из мощных орудий, танки играли ведущую роль в проведении наземных военных операций. К сожалению, преобразования, начатые перед войной в бронетанковых частях, не были закончены к моменту нападения гитлеровских войск.

Основной танк Т-34 был выпущен в малых количествах, и большинство в армии составляли легкие (массой до 14,65 т) танки - Т-37, Т-38, Т-40, Т-26, БТ-5, БТ-7, БТ-7М. Значительно меньше было средних (массой 28-30,9 т) - Т-28, Т-34, а также тяжелых танков (массой 47,5-50 т) - Т-35 и КВ-1. Положение изменилось лишь к 1943 году. Легкие танки были либо сняты с производства, либо модернизированы и использовались в основном для ведения разведки, связи и поддержки мобильных групп. Так, на базе плавающего Т-40 с пулеметным вооружением к сентябрю 1941 года был создан Т-60 с 20-миллиметровой пушкой и усиленной броней, а на его основе, в свою очередь, был разработан Т-70 с пушкой 45 мм. После модернизации к концу войны он получил индекс Т-80. Выпускались эти танки, кстати, на Горьковском автомобильном заводе.


Т-34


БТ-5


Т-70

Средний танк Т-34 также постоянно совершенствовался. Вместо пушки 76 мм на нем установили пушку 85 мм, изменили компоновку башни, увеличили толщину брони и емкость топливных баков, улучшили обзорность и повысили надежность всех агрегатов. В качестве силовой установки применялся V-образный 12-цилиндровый, полностью алюминиевый дизель семейства В-2. Разработанный еще в 1932 году, он дожил и до наших дней на различных видах военной техники. О его преимуществах перед бензиновыми авиационными двигателями немецких танков ходили легенды.

На базе тяжелых КВ-1 и КВ-2 были разработаны новые танки ИС-2 и ИС-3 - сначала с 85-миллиметровой, а затем со 122-миллиметровой пушкой. Кроме пушки на танки Т-34 и КВ могли устанавливаться автоматические танковые огнеметы АТО-42 с дальностью огнеметания до 120 м. Один из таких Т-34 был найден в прошлом году поисковой группой "Экипаж" затонувшим в подмосковном озере.


ИС-3

Особенно преимущество наших танков над немецкими проявилось в битве под Курском. На вооружение вермахта уже поступили новые танки Т-V "Пантера" и Т-VI "Тигр", однако и они не смогли противостоять нашим Т-34, КВ и ИС. Сегодня многие образцы военной техники тех давних времен установлены на постаменты в память о том, что и "Катюше", и ГАЗ-ММ, и Т-34 мы обязаны миром.


Т-VI "Тигр"



"...этот день мы приближали как могли..."

Всех с наступающим праздником Победы!

Tags: Великая Отечественная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments