Ньят (toh_kee_tay) wrote in ru_history,
Ньят
toh_kee_tay
ru_history

Categories:

Архив Эмануэля Рингельблюма. Варшава, Октябрь 1940, ч1.

Мой дорогой:

Вечер Рош-а-Шана (2-го октября) был очень печальным. Из домов 4, 6 и 8 по улице Лешно вынесли мебель. Кроме того вышел приказ очистить квартиры по адресу Площадь Железных Ворот 8, в Стене. Завтра Рош-а-Шана, в шесть утра будет несколько миньянов. Объявления, традиционно приглашающие верующих прийти в синагогу «чтобы внимать радости», были развешаны в некоторых дворах в еврейском районе. Короче, у верующих всё как обычно. –--
Слышал много одобрительных отзывов о поведении краковских евреев по отношению к депортированным из Лодзи (прибыли из лагеря в Радогожце). Они приехали в половине десятого вечера; через полчаса всем уже предоставили жилье. Перед этим они ехали три дня в поезде без еды и питья.

Сегодня началось выселение поляков с некоторых улиц в южной части Варшавы: Познаньска, Воспульна. Что же касается евреев, за несколько монет им разрешают остаться немного дольше и взять с собой все вещи. ---
Еврейское население находится в ужасной тревоге; никто не уверен, что завтра проснется в своей постели. Люди на юге города весь день сидят дома в ожидании часа, когда Они придут и выгонят евреев вон. Система выноса мебели и домашнего имущества такая: утром калитка во двор того дома, в котором это происходит, закрывается, и никому не разрешают выходить. ---
Говорят, Король Хаим Румковский обращается к Ним такими словами: «Можно еврею сказать?»

Сегодня, 3-го октября, в первый день нового года, настроение было ужасное, евреям из дома по адресу Дзельна 31 было приказано выехать в короткий срок. Люди заплатили вахтеру 10 злотых за разрешение вынести чемодан с вещами. В этом участвовали также и польские охранники. Евреи перебрасывали свои вещи через забор. ---
История про дом 8 на площади Железных Ворот оказалась обманом. Всё закончилось выплатой 150-200 злотых (с квартиры).

Сценки в трамвае: Еврей в кепке и с косынкой на шее орет на еврейку, которая говорит с ним по-польски: «В еврейском трамвае следует говорит на идиш!» Еще кто-то орет: «И на иврите, на иврите тоже!» ---
Старый еврей, сходя с трамвая, говорит пассажирам: «Доброго дня, евреи.» Короче: люди чувствуют себя как дома. Единственная проблема в том, что чуточку тесно. ---
Кондукторы тоже наживаются на евреях: Они не дают вам билет, когда вы входите в трамвай, но берут деньги. Сходя с трамвая, требуется заплатить снова. Прейскуранты в еврейских ресторанах должы быть на идиш. Иностранец без повязки хотел сесть в еврейский трамвай, но кондуктор не пустил его.

Жадность богатых варшавских евреев. Год назад, когда гетто было неизбежно, и решили собрать 300 000 злотых, чтобы дать взятку и предотвратить создание гетто, Дядя – Джойнт – должен был внести больше ста тысяч злотых, варшавские миллионеры - по двадцать тысяч злотых каждый. –--
Теперь, в октябре, говорят, что военные и органы здравоохранения против гетто. ---
Триста пятьдесят тысяч евреев живут в карантинной зоне эпидемий; плотность тут в девять раз выше, чем снаружи. ---
Распродажи стали самым важным источником дохода для тысяч евреев.

Ходит шутка, что существует Генеральное Губернаторство [Польша] и Генеральная Бомбардировка [Европа], остальное – Германия. (* 10 июля 1940 года началась Битва за Британию. Британские королевские вооруженные силы начали бомбить берлин в ночь с 23 на 24 сентября 1940). –--
Сотни христиан совершают паломничества на кладбище в районе Прага, чтобы посетить могилу матери и ее семерых детей, погибших во время бомбежки. Муж и отец, вернувшийся из России, поставил им памятник, на котором выгравирован он сам, оплакивающий жену и детей.

Слышал сегодня о выселении (4-го октября) евреев из Згежа. Евреям разрешено жить в соседних деревнях, но крестьянам запрещено продавать больше одного кило картошки на еврея. Евреев выселяют также и из Райже (***так называется Ржешов на идиш***). ---
Слышал про одного польского профессора, депортированного из Кракова в Ораниенбург, который всю жизнь был мягким как ангел, а сейчас уверен, что новому поколению немцев нет иного прибежища, кроме полного истребления. Один простой еврей из маленького городка, который прошел через страшные лишения, сказал, что в Германии, должно быть, есть школы пыток. Где иначе люди выучились таким необычным способам истязаний.

Через три дня после ожидаемой смерти (27-го сентября) знаменитого злодея в Германии [Гитлера], когда их надежда не оправдалась, человек по имени Фридляйн и его жена покончили жизнь самоубийством. ---
Несклько дней назад (в вечер Рош-а-Шана) заставили работать верующих евреев, читавших на кладбище молитвы в память об умерших. –--
Христианка пытается сесть в еврейский трамвай. Ее не пускают. Она кричит: «Поглядите на это! Даже трамваи теперь только для евреев!» ---
Старуха-еврейка в традиционном головном уборе обращается к еврейским детям: «Вы могли бы говорить на идиш.» ---
Вчера остановили еврейский трамвай и пассажиров забрали на принудительные работы. Кондуктору грозит штраф в один злотый, если он пускает христианина в еврейский трамвай. Есть случаи, когда христиане настаивают на том, чтобы ездить в еврейских трамваях: «Я не антисемит!» - кричал один из них. Некоторые евреи говорят: «Ну наконец-то мы добились того, что на трамваях еврейские звезды.» Другие шутят: «... и мезузы!» В гетто в Кутно дни памяти Герцля и Жаботинского проводились с согласия властей.

В последнее время мебель из еврейских квартир выносят только немцы; Они не доверяют это евреям, потому что евреи обычно сносили вещи вниз, а потом несли их обратно наверх.

Сегодня, 5-го октября, посадили в тюрьму больше сотни лодзинских евреев. Одни говорят, за то, что они покинули гетто; другие - за то, что они пронесли контрабандой товары или вывезли свои товары с помощью немцев, которые потом донесли на них. Кроме того Они сажают в тюрьму родителей, даже таких, которым за шестьдесят, за то, что их дети не являются на регистрацию в трудовые лагеря.

Вышел указ , по которому евреям разрешается ходить по улицам гетто с семи утра до девяти вечера, за пределами гетто с восьми до семи, полякам – до одиннадцати. ---
Еврейка входит в еврейский трамвай: «Удачи вам всем с вашим новым трамваем!»

На Рош-а-Шана людей забрали работать на улицу Роковецко. Много седых стариков-евреев. ---
Франк (***Ганс Франк – генерал губернатор Польши***) или Лист (***кажется, Людвиг его имя, - Администратор еврейского квартала (гетто) Варшавы***) сказал, что он не может работать достаточно быстро, чтобы не отставать от всего того, о чем думают евреи (гетто и так далее). Когда идея гетто только замаячила, ремесленники-христиане из карантинной зоны обратились к властям: Переселение будет стоить им потери их еврейских клиентов, с которыми они установили близкие связи. ---
Юмор висельников: «Зачем немцы бомбят Лондон, а англичане – Берлин? Туда-сюда летать – бензин впустую тратить. Дешевле немцам бомбить Берлин, а англичанам – Лондон.» ---
В здании почтового отделения может находится любое количество христиан, но только десять евреев одновременно; отсюда длинные очереди снаружи, в основном из женщин. Евреи хотели войны; евреи в ответе за войну. Это лозунг, повторяемый Другими, даже лучшими из них, в любом разговоре... «Чисто еврейские» трамваи – это трамваи в один вагон с желтой табличкой; если у трамвая два вагона, один из них для евреев, другой для христиан (еврейский сзади), и табличка наполовину желтая. ---
Многие фирмы, такие как Ведел, сняли вывеску «евреи не нужны» (***так написано, have taken down the sign reading:Jews Not Wanted -***).

Характерно, что вывеска «евреи не нужны» висит на входе в еврейскую компанию Plutos (***?***)... Я знаю компанию, где рабочих-евреев заставляли приходить работать несмотря на то, что их уже уволили, потому что Другие еще не обучились делу. Этим евреям пригрозили гестапо, если они не явятся. В некоторых окружных конторах евреев приветствуют: «Не подходи, не подходи!» - и Они машут Своими руками, чтобы они отошли. Этим «грязным» евреям нельзя давать подходить слишком близко. ---
«Mchen Sie dass Sie verschwinden!» [Хорошенько постарайся исчезнуть!] – сказали одной еврейке в окружной конторе. Она ответила: «Я не воздух, чтобы исчезать». ---
Слышал о крупной шишке, который позаботился о своем будущем тем, что был вежлив с пришедшим евреем. Возможно, Германия проиграет войну и ему пойдет на пользу его теперешнее хорошее отношение к евреям.

Еврей, которому за шестьдесят, работал в Рош-а-Шана на тяжелой работе, умолял Других дать ему воды, ему ответили, что еврей хоть умри, но никакой воды не получит. ---
На улице Налевки христиане предупреждают евреев о приближении вербовщиков (***тех, кто хватает людей и посылает в трудовые лагеря***) тем, что кричат воздушную тревогу: «Налет на Варшаву, берегись, всё еще опасно, опасность приближается, опасность миновала.» Очень интересно, помощь от христиан. Всех, кто появляется на улице предупреждают, что Они хватают евреев в таком-то и таком-то месте. Христиане предупреждают евреев о том, что Они избивают евреев и велят снимать шапки, когда те Их не приветствуют. ---
Некоторые евреи находят манеры Фюрера привлекательными. Видел начальника над шестью мастеровыми, разгуливавшего в сапогах и говорившего самоуверенным тоном верховного правителя. Он повторяет слово «Я» в точности как если бы он был помазанником божьим. ---
Причина, по которой евреям не разрешается выходить из дома до семи утра, экономическая. Они не хотят, чтобы евреи с утра ходили в деревни и покупали овощи и фрукты у крестьян. ---
Еврей плохо молится в Рош-а-Шана. На вопрос, почему, отвечает: «Какой год, такая и молитва.»

Говоря о «рабских лагерях», рабби из Коженице сказал, что у него оттуда новости. Лучшие были из Тисовца и из Седлеца.

Юденрат Варшавы меньше других заботится о людях. Лучший из юденратов - в Радоме, он часто посылает к евреям, занятым принудительным трудом, команды с хлебом, медикаментами и так далее. А в Варшаве не отпускают с работы больных евреев. А Заблудовский [из варшавского юденрата] говорит, что всё «all right». Один еврей из Тисовца взялся за 65 грошей в день кормить работников в лагере. ---
Несколько недель назад я читал письмо из Белжеца: «Лучше прыгнуть в Вислу, чем отправиться в лагерь.» При этом поляки уверены, что евреям лучше, чем им! –--
Слышал о нескольких случаях, когда поляки, бывшие завсегдатаи еврейских магазинов, отправляли посылки бывшим хозяивам тех магазинов в гетто в Лодзь. Эти посылки – в уплату долга покупателей хозяивам магазинов. Слышал в этой связи трогательные истории.

К сожалению еврейские трамваи грязнее нееврейских. Чья вина? И кондукторов трамваев, которые мало делают, чтобы поддерживать в них чистоту, и пассажиров-евреев, которые слишком уж чувствуют там себя как дома. ---
Сегодня на улице Маршалковская остановили еврейский трамвай. Евреям велели сойти, табличку сменили на белую; вывеску «Только Для Евреев» бросили с моста; и на этом трамвае поехали доблестные мужы (* солдаты) . ---
Недавно были случаи, когда евреи с юга Варшавы обменивались квартирами с христианами с северной стороны. Евреи южной Варшавы сидят на чемоданах и ждут, когда им велят убраться вон. –--
Немецкие агенты гестапо (мне говорят, что их называют «кандидаты») не получают платы; следовательно, они должны сами найти себе средства к существованию на трехлетний период своего кандидатства. Это они стояли за историей на Площади Железных Ворот 8, где люди смогли откупиться от предполагаемого выселения 100-200-ми злотыми за квартиру. ---
Население ждет, когда же Америка вступит в войну, но в то же время они в страхе от того, что может тогда случится с евреями. Даже самые большие оптимисты начинают сомневаться в том, что они переживут войну – хотя и верят в неизбежное поражение Германии. Честно говоря, непонятно, на чем держатся их надежды, и как они представляют себе окончание всего этого. –--
Говорят, что призывы остановить войну циркулируют среди немецких солдат, но эти сведения не подтверждаются. Между тем, солдаты щеголяют в своих перчатках и начищенных сапогах, чисто выбритые, откормленные, одетые в элегантную форму из лучшей ткани. ---
Вот шутка про еврея, едущего в трамвае. Когда он подъезжает к Гитлер-Плацу, он кричит: «Аминь!» (* Platz (площадь) также означает «лопнуть, разорваться» и по-немецки и на идиш.). Декларация в Der Stuermer о том, что в тот момент, как Америка вступит в войну, Они положат конец «еврейскому вопросу» в Европе, произвела здесь потрясающее впечатление. ---
Говорят, Франк (***генерал-губернатор Польши***) произнес речь, полную ненависти к евреям...

Информация о том, что евреям разрешено появляться за пределами гетто только в определенное время, оказалась неверной. Как оказалось, ограничения были введены только на время приезда Франка в Варшаву. ---
Видел сегодня: ученики школы Канарского бьют на улице евреев. Несколько христиан встают против них и собирается толпа. Такие случаи очень часты, когда христиане встают на сторону евреев против нападений шпаны. До войны такого не было. ---
Франк телеграфировал Чернякову в варшавский юденрат, чтобы евреи не издавали столько указов, потому что он (Франк) не в состоянии их все выполнить. ---
Христиане из Старого Города Варшавы (***Старое Място***) во главе с графом Тарновским, начали кампанию по исключению Старого Мяста из пределов гетто. ---
Как отменили закон о варшавском гетто в прошлом году? Граф Роникер подал прошение властям в Кракове (человеку по имени Кундт из бывшей Чехословакии). В комнате было четыре кресла. Кундт был сильно раздражен тем, что Граф имел наглось вмешаться от имени евреев. В критический момент кто-то зевнул. Оказалось, зевнула собака. Она зевнула опять, напряжение, наполнявшее большой зал, спало, и закон о гетто отозвали. ---
Сегдня вышел указ, разрешающий евреям выходить из гетто с восьми утра до семи вечера. Евреи также должны давать дорогу солдатам и сходить с тротуара, если они идут навстречу. Сегодня вечером на улице Заменхофа видел, как кто-то развлекался (***?***). Евреи говорят, что это им не мешает; когда они такое видят, то прячутся за калитку.

Евреям-пекарям запрещено выпекать белый хлеб. Это сильный удар по всей отрасли. ---
Еврейские ремесленники, которые не используют своих машин, обязаны делиться ими. Варшавские Новости опубликовали статью о совещании докторов, которые заявили о настоятельной необходимости изолировать евреев от остального населения в гетто по соображениям охраны здоровья.

Сегодня идет слух о том, что вышел закон, по которому мужчинам евреям приказано носить атласные шапки, а женщинам – косынки. ---Сегодня евреев и поляков выгнали из самых бедных домов на улице Повишла; срок (выезда) – три дня. ---
Сегодня слышал, что большинство грузчиков с улици Налевки – информаторы; они следуют за торговцами с большими тюками, и потом доносят на них. Грузчики, которые не занимаются доносительством, умирают от голода. Случай: Они взяли 100 злотых за недоносительство, а через час приехали на машине и забрали все вещи. –--
Сегодня слышал про такую сценку: В три часа утра бравые капитаны бьют еврея, крича: «Ты сказал, у него бриллианты – где они?» ---
У многих жителей юга Варшавы есть две квартиры, одна на юге, другая на севере [в христианском районе]. Доктор Исаак [Шиппер] (* историк и председатель еврейского районного комитета помощи) спасся от мобилизации на работу заплатив рядовому полицейскому 20 злотых. ---
Год назад в праздник Суккот выстраивались длинные очереди за лимонами. Не зная, в чем, собственно дело, христиане тоже вставали в очередь.

Евреи добровольно идут работать в деревни, чтобы избежать мобилизации в трудовые лагеря. –--
Слышал про Грыче (***Gryce***), где группа молодых людей работает бесплатно в поместье немецкого магната. ---
Толпа евреев первоначально из Кракова вернулась обратно, несмотря на то, что там им придется регистрироваться для получения удостоверения на временное жительство, они не получат продуктовые карточки и тому подобное. ---
Согласно декрету изданному Оккупационными Силами, евреям до конца октября следует обратиться за разрешением о найме на работу слуг-арийцев, или им придется их уволить.---
Слышал о крещенной семье, которую приговорили к 8 месяцам тюрьмы за то, что они не носили позорную повязку. ---
Слышал про одного немца, который увидев, что шедший навстречу ему еврей сошел с тротуара на улице Хожа, спросил его, зачем он это сделал, взял его за руку и проводил домой. Другой немец махнул издалека рукой еврею, чтобы тот сошел с тротуара. Евреи из-за этого ходят зигзагами по улицам районов, куда часто заходят немцы.



Источник: "Notes From The Warsaw Ghetto" The Journal of Emmanuel Ringelblum, ISBN 1-59687-331-0
Tags: Вторая Мировая война, Польша
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments