?

Log in

No account? Create an account
Вопросы истории
Сегодня у нас в институте было заседание Учёного совета, на котором… 
17-июн-2010 10:53 pm [1930-e, СССР]
Сегодня у нас в институте было заседание Учёного совета, на котором доклад о Голоде 1932-33 годов делал Жиромская. Соответственно, всё нижеизложенное - это экстракт её доклада, который я воспринимал на слух - мог что-то недослышать или перепутать.
По результатам изысканий Жиромской ситуация выглядит следующим образом.
1. Хотя апогей событий действительно приходится на 32-33 годы, реально феномен Большого Голода имел существенно более длительную хронологическую протяжённость. Первые факты нехватки продовольствия, приведшие к росту сверхнормальной (т.е. нетипичной для данного региона/времени года) смертности относятся к 1929 г. А последние прецеденты голодных смертей - к 1934 г.
2. По подсчётам Жиромской потери от голода распределялись примерно так: Украина (3,2-3,5 млн. чел), Россия (2,5-2,8 млн. чел.), Казахстан (1,7-1,9 млн. чел.). Всего - до 8 млн. чел. С учётом того, что "шлейфом" за Большим Голодом шла волна сверхнормальной детской смертности, суммарные потери можно поднять до 11 млн. чел.
3. Как я понял, все эти рассчёты сугубо прикидочны и носят характер "оценки сверху". Т.е. - "до 11 млн". Дело в том, что с 1929 г. страна напоминала разворошённый муравейник. Сельское население металось в города, пытаясь закрепиться на "хлебных" (ну, это уж как получится) местах. Разумеется, таких мест хватало на ничтожное меньшинство "мигрантов", и вчерашние крестьяне срывались с места снова. Кто-то - в другой город, кто-то - в деревню. Но - не в свою старую деревню (там-то уж точно было нечего ловить), а в другую. Как правило - в другой р-н, а то и другую губернию. Отследить судьбу человека в этой постоянной круговерти - чертовски трудно. В Казахстане это же время шла компания по переводу казахов на оседлое проживание. В результате Х человек попросту ломанулись от этой затеи в Китай. Поди проверь, сколько дошло, сколько умерло при откочевье, сколько было пущено под нож уйгурами и китайцами, которым все эти новосёлы были даром не нужны.
4. В региональном разрезе Голод охватил практически весь Союз. Помимо Украины (ну, про это только глухой не слышал) тяжелейшая нехватка продовольствия, ведущая к множественным голодным смертям, фиксируется на Северном Кавказе (Дон-Кубань-Ставрополье-ЧБК), нижнем и среднем Поволжье, Урале (на южном Урале зафиксированы случаи каннибализма), Казахстан, Западная Сибирь (там население было дисперсное, поэтому фиксировались случаи поголовного вымирания сёл). В абсолютных цифрах наибольшие потери понесла Украина, в процентном отношении - Казахстан.
5. Вопреки распространённому мнению, Большой Голод накрыл не только село, но и город. Причём в финальную волну (1934 г.) в основном пострадали именно горожане. Все эти хвалённые карточки помогали мало - их частенько не отоваривали, их воровали, и продавали "налево"... Самое страшное, что вымирали в первую очередь те, кто должен был снабжаться по I категории, потому что карточки когда отоварят, когда нет, а вот соответствующую выработку (а по I списку надо было вкалывать ого-го) вынь да положь.
6. По поводу "целенаправленного вымаривания этнических украинцев" Жиромская сказало дословно "абсолютный нонсенс, тут не с чем спорить". В списках умерших от голода и украинцы, и русские, и татары, и чуваши, и немцы, и евреи и Бог весть кто ещё. По этому поводу Жиромская рассказала любопытный факт. На Украину с лекцией о Голодоморе приезжал Конквест (да-да, тот самый). На лекции он заявил, что Украина потеряла от голода 5 млн. чел. Зал напрягся, набычился, и потребовал, что бы Конквест "признал" канонические 10 млн. Конквест слегка опупел и позволил себе несколько усомниться в столь циклопической гекатомбе. Тогда его... поколотили. Физически. С тех пор он на постсоветское пространство - ни ногой. По поводу самой цифры "10 млн." Жиромская сказала, что тут некоторое лукавство. Сами украинские демографы говорят о 3,9 млн. умерших, что, хотя и выше оценок Жиромской и её группы, но всё же укладывается в рассматриваемый порядок цифр. Но далее "оранжевые демографы" начинают плюсовать к умершим "неродившихся в результате голода", а это уж совсем гадание по звёздам.

После доклада было задано несколько вопросов, которые, я думаю, будут небезинтересны.
1. Ваш покорный поинтересовался, насколько уникальным был голод 1932-33, и можно ли его сопоставлять с "голодовками" рубежа XIX/XX вв. Жиромская отвечала в том духе, что "голодовки" и рядом не стояли, а сравнивать надо не с ними, а с эпидемией чумы или каким-то всесоюзным джутом.
2. Соколов удивился, как потери в 8-11 млн. чел соотносятся с тем, что между переписями 1926 и 1937 гг. население СССР возросло на 25 млн.? Жиромская сослалась на рост воспроизводства. Со своей стороны должен отметить, что для этого советским гражданам пришлось бы в 1935-37 гг. плодиться как кроликам
Comments 
17-июн-2010 07:48 pm
Боюсь, истину уже не установить, хотя стараться к ней приблизиться надо. Можно предположить, что все переписи тех лет - а, может, и последующих - сплошная липа. Ведь и в самом деле - хотя бы в силу перечисленных тут причин - подсчитать население в точности вряд ли было реально. А надо же было показывать позитивную динамику - как доказательство мудрой политики партии и все более счастливой жизни советских людей! Если не ошибаюсь, организаторы переписи 37 г. были ликвидированы?
18-июн-2010 01:19 am
Липа (лат. Tília) — род древесных растений. Объединяет около сорока видов деревьев и крупных кустарников, а также свыше сотни гибридогенных видов.

Ответ на ваш вопрос: ошибаетесь. Помимо организаторов переписи 37 года были уничтожены все мичуринцы, вырастившие пушечное мясо, которым к 45 году была завалена немецкая орда миротворческая миссия.
18-июн-2010 04:41 am
Этот демагогический прием называется неправомерная аналогия с доведением до абсурда. Фактически - полная подмена тезиса в споре. Свидетельствует о неправоте и о страхе этой неправоты. Доказательной силы не имеет.
18-июн-2010 05:44 am
Да репрессированы, вот на этом основании:

Статья Известия 1937 год:
"Ввиду того что Всесоюзная перепись населения 6 января 1937 года была произведена Центральным Управлением Народно-Хозяйственного учета Госплана СССР с грубейшим нарушением элементарных основ статистической науки, а также с нарушением утвержденных Правительством инструкций, - Совет Народных Комиссаров Союза ССР признал организацию переписи неудовлетворительной и сами материалы переписи дефектными".
http://www.izvestia.ru/retro/article2715932/

Но ведь вам все равно, правда? Это ведь мировая закулиса оболгала Хозяина.
18-июн-2010 06:00 am
Квиткин Олимпий Аристархович: 1874 года рождения
Арест: 22.03.1937
Осужд. 28.09.1937 Военная коллегия Верховного суда СССР. Обв. по обвинению в участии в антисоветской вредительской организации.
Расстрел 28.09.1937. Место расстрела: Москва, Донское кладбище

Краваль Иван Адамович: 1897 года рождения
Арест: 31.05.1937
Осужд. 21.08.1937 Военная коллегия Верховного суда СССР. Обв. по обвинению в шпионаже и вредительско-террористической деятельности.
Расстрел 26.09.1937. Место расстрела: Москва, Донское кладбище

и т.д. и т.д
18-июн-2010 10:29 am
На специально поставленный вопрос - "признаёт ли она данные переписи 1937 г. релевантными?" Жиромская ответила утвердительно.
17-июн-2010 08:29 pm
Интересны не сами оценки смертности (они известны давно), а источниковая база. Нашла ли Жиромская какие-нибудь новые демографические источники за последние 10 лет?

Что же касается второго вопроса, то разница между переписями была 15 млн, а не 25. Прирост населения в 1936 году составил 3 млн человек.
18-июн-2010 10:28 am
К сожалению, первые 10 мин. доклада я пропустил. Видимо, источники обсуждались в этот период.
17-июн-2010 08:32 pm
Интересно, спасибо!
18-июн-2010 05:25 am
А информация о том, что голод охватил и страны Восточной Европы - Венгрию, Румынию, Польшу?
18-июн-2010 07:50 am
Это не информация, а газетные байки.
18-июн-2010 10:27 am
Жиромская специально уточнила, что работала только по материалам архивов постсоветских республик и вопросы за пределами СССР не рассматривала.
18-июн-2010 05:57 am
Вы не могли бы уточнить, в каком именно институте? А "сегодня" — это 17.06.10?
Спасибо заранее.
This page was loaded окт 24 2019, 2:45 am GMT.