moskvitinrm (moskvitinrm) wrote in ru_history,
moskvitinrm
moskvitinrm
ru_history

Categories:

РАФ. Печальная история

После Второй мировой войны на Саркандаугаве, в слесарных мастерских, где в довоенные времена делали садовые лейки, обосновалось предприятие, поставившее перед собой нескромную задачу: стать гигантом латвийской автомобильной промышленности – не меньшим, чем легендарный «Руссо-Балт», которого сдуло из Риги ветрами перемен.
Будущий гигант назывался REAF, Rīgas eksperimentāla automobļlu fabrika. К 1950 году там с нуля и с большими потугами собрали два автомобиля и свозили их показать в Москву. Московские товарищи ученые, доценты с кандидатами глянули на созданное рижанами, пощупали и рекомендовали впредь автомобилями не заниматься.
Но наши не отступили! В следующем 1951 году завод REАF слился со Вторым Рижским авторемонтным заводом (бывшие автомастерские «Дейчман и Потреки»), который занимался изготовлением автобусных корпусов, после чего объединенное предприятие, носившее название RAF (Rīgas autoremontu fabrika), стало ремонтировать автобусы, которых Риге катастрофически не хватало – в 1951 году их на весь город было 55 штук.
В 1953 году на этом «полуавтопредприятии» начали ставить на шасси грузовиков ГАЗ-51 фанерные кузова и сидения, получая таким образом 16-местные автобусы РАФ-251. Это была первая продукция, несущая имя, ставшее впоследствии легендарным. Аббревиатура РАФ – это название предприятия Rīgas autoremontu fabrika, преобразованное в Rīgas autobusu fabrika.



До 1957 года завод выпустил около 250 автобусов. Причем, были среди них и автобусы для латвийских колхозников, в передней части которых было 14 мест для сидения, а всю остальную часть салона занимала площадка для 800 кг груза. Фактически это был прародитель будущей продукции РАФа – микроавтобусов.


РАФ-251 (крупнее фото этой модификации не нашел) (С)

Идея делать микроавтобусы родилась так. В 1955 году главный инженер РАФа Лаймонис Клеге побывал в Женеве и там впервые увидел новый вид городского транспорта – так называемое маршрутное такси, изготовленное на базе микроавтобуса «фольксваген». Клеге поделился увиденным с директором Ильей Позняком и предложил строить микроавтобусы и на РАФе. Позняку идея понравилась, но поддержки от правительства получено не было.
И тогда, как уже не раз в Латвии бывало, микроавтобусом с нуля, на голом энтузиазме и из любви к жанру занялись головастые, рукастые и упертые мужики. В не очень приспособленном помещении, во многом вручную энтузиасты сделали первый в СССР микроавтобус РАФ-8 «Спридитис» на узлах «москвича 407», а затем РАФ-10 «Фестиваль» – с двигателем от «Победы».


РАФ-8

Их дебют состоялся в дни Московского всемирного фестиваля молодежи и студентов. И дебют тот был успешным. Поэтому в 1958 году завод получает ответственное правительственное задание выпустить десять таких микроавтобусов для перевозки делегатов 21 съезда КПСС. Задание это дорогого стоило! Во-первых, его можно было расценивать как заказ на серийное производство. Во– вторых, руководство завода поняло, что им доверяют, а значит можно просить денег на развитие.
В 1959 году родилась машина РАФ-977 с 70-сильным двигателем от новой советской легковой автомашины ГАЗ-21 «Волга». А следующий, 1960 год стал знаменателен тем, что микроавтобус РАФ впервые бы показал за рубежом, в той самой Женеве, откуда Лаймонис Клеге привез идею микроавтобуса.


РАФ-977

Завод стал выпускать по 3000 машин в год. И это при том, что заводской «конвейер» существовал только в виде тележек, которые передвигали вручную…Поэтому директор завода Илья Позняк горел желанием вывести предприятие на новый, современный уровень, с конвейерной линией. Но для этого нужно было строить новый завод. Пять лет Позняк пытался убедить в этом и местных министров, и союзных, пока не понял: чтобы убедить высокое начальство, нужно показать им перспективный автомобиль, и показать его «живьем».
В 1965-м году две группы РАФовских конструкторов начали совершенно независимо проектировать и строить две экспериментальные машины. Из двух выбрали лучшую и показали в Москве. Поздняк оказался прав: под «живую» машину денег дали. И решение тут же приняли: строить завод в Елгаве.
Закладку первого камня состоялось 25 июля 1969 года. Пока строили завод, доводили до ума и машину. После доводки она превратился в серийную автомашину РАФ-2203, получившую название «Латвия». Этот микроавтобус на долгие годы стал основной заводской моделью.


Опытный образец РАФ-2203


Серийный РАФ-2203

Через семь лет завод, рассчитанный на производство 17 тысяч автомобилей в год, был построен. На основе «Латвии» делали десятки модификаций – от грузовичков до электромобилей, которые ездили по неким подземным секретным объектам...
Идеальными они не были, но все были нарасхват. Объяснялось это просто: других подобных машин в СССР просто не было. И много лет понятия микроавтобус, маршрутка и «скорая помощь» ассоциировались с машинами, которые, не мудрствуя, называли просто «рафиками».






Но тут подул ветер перемен, настало время невиданных свершений. Грянула перестройка, врезала демократия, даже директора на РАФе решили не назначать, а выбрать! И выбранный трудовым коллективом директор Виктор Боссерт провозгласил: будем делать автомобиль ХХI века! Ура, товарищи! Вперед!
Боссерт инициировал всесоюзный конкурс на дизайн микроавтобуса. Конкурс выиграли сами рижане.
Прототип «М1» с дизайном рижанина Владимира Васильева назвали «РАФ-Роксана».






РАФ Роксана

Но тут в очередной раз дунул ветер перемен. Грянула Атмода. В который уже раз революционная идея овладела умами людей, после чего в очередной раз были перетасованы и формы владения собственностью, и изменены формы государственного строя...
Дорожные тесты для «РАФ-Роксана» провести не удалось. Испытатели, как и другие специалисты, один за другим покидали завод, жизнь на котором, как и на многих других предприятиях СССР, замирала и агонизировала. Страна трещала по швам и болезненно распадалась, ее очень скоро стали занимать совсем иные проблемы: что поесть, как не замерзнуть, как выжить. Вдохновенный директор Босерт заводу уже не был помощником: он в 1990 году из Елгавы исчез.



В 1994 году на РАФе начались неприятности чисто капиталистического толка: завод стал испытывать острейший недостаток оборотных средств. Тогда руководство РАФа уговорило представителей Горьковского автозавода (ГАЗ) и Заволжского моторного завода (ЗМЗ) согласиться на бартер: россияне дают комплектующие, РАФ расплачивается микроавтобусами. В итоге ГАЗ поставил в Елгаву свою продукцию на 709 163 лата, а ЗМЗ — на 266 180 латов. В свою очередь РАФ поставщиков позорно «кинул», не отправив в Россию ни одной машины... Кредиторы, конечно, попытались выбить деньги, но латвийская сторона умело ушла от ответа. До судебных исков дело тогда не дошло, но долги так и остались «висеть» на заводе.



РАФ «кинул» россиян, потому что его самого «кинули». Следует отметить, что «рафики» в те годы реализовывались через офшорные фирмы. А потому судьба вырученных денег потонула в густом тумане офшоров. Вернее, судьба их ясна совершенно: деньги легли в широко раскрытые карманы узкой группы лиц... Но это ясно и понятно сегодня, а тогда за одну только попытку внести ясность можно было лишится жизни.
В том же 94-м году РАФ через банк «Балтия» получил кредит по линии G-24 в размере 3 миллионов долларов. В качестве обеспечения было заложено все имущество предприятия, которое на тот момент оценивалось где-то в 17 миллионов латов. И эти 3 миллиона, как известно, тоже легли в карманы.



В 1997 году минфин передал портфель кредитов разорившегося банка «Балтия» банку «Парэкс». Производство на заводе остановилось окончательно, и РАФ с позором умер де-факто. Весьма символично то, что последней заводской моделью стал спецавтомобиль для перевозки гробов, то есть катафалк, сооруженный на скорую руку на базе малотоннажного грузовичка РАФ 3311 с двухрядной кабиной...


РАФ 3311

Сейчас на территории РАФа импортные инвесторы пытаются организовать крупный технопарк. Попытка хорошая, правильная. Желающих заниматься именно технологиями в том технопарке было не много, но они были. Но тут опять задул ветер перемен – в мире разразился экономический кризис. И ветер стал выдувать вон из Латвии всех инвесторов. И нам опять, в который уже раз, придется все начинать с нуля... Экая ветренная у нас страна!



А могло быть все иначе...
Например вот так:


РАФ «Стилс» Скорая помошь


РАФ «Стилс»

Использованный материал:
http://www.gazeta.lv/
http://www.autocentre.ua/
http://trucks.autoreview.ru/
Tags: Прибалтика, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 99 comments