?

Log in

No account? Create an account
Вопросы истории
Игнатьев Алексей Алексеевич, граф, генерал-лейтенант Советской Армии. 
8-ноя-2010 08:33 pm [Личности, СССР]
Алексей Алексеевич Игнатьев родился 2 (14) марта 1877 г. Окончил Киевский кадетский корпус (1894), Пажеский корпус (1896), Академию Генерального штаба (1902), Офицерскую кавалерийскую школу (1903). Участник русско-японской войны 1904-05 гг. В 1906 г. - в.о. военного агента РИ в Париже.
Военный агент в Дании, Швеции и Норвегии в 1908 - 1912 гг.
В 1912 г. Алексея Алексеевича Игнатьева переводят на должность военного агента во Франции. Во время ПМВ, Алексей Алексеевич - военный представитель РИ при генштабе французской армии и ведал закупками для армии РИ. Деятельность Алексея Алексеевича Игнатьева на благо российской империи была приостановлена в связи с февральскими событиями 1917 г. Решением правительства А. Керенского графу Игнатьеву присваивается звание "генерал-майор" и предлагается продолжить работу в прежнем объеме.
После Октябрьской революции 1917 г. он на стороне Советской власти. Союзники пытались получить средства оставшиеся на счетах, но Игнатьев своевременно перевел их на личный счет, которым мог распоряжаться только он. Таким образом, граф сохранил для России, уже в лице СССР, около 225 миллионов франков(как утверждают на некоторых рессурсах - это, по нынешнему курсу, ок. 2 млрд. долларов). При огромных деньгах на счету, Алексей Алексеевич, очень скромно живет в пригороде Парижа, зарабатывая на жизнь выращиванием и торговлей грибами. Белая имиграция и французские официальные и полуофициальные лица, пытались заставить его отдать деньги, но у них ничего не вышло. Игнатьев отдал чек на полную сумму, советскому послу. С 1927 г. работает в советском торгпредстве в Париже.

С 1937 г. в Советской Армии, сначала инспектор и старший инструктор по иностранным языкам Управления ВУЗ РККА, начальник кафедры иностранных языков Военно-медицинской академии, с октября 1942 г. – редактор военно-исторической литературы Воениздата НКО.
В годы Великой Отечественной войны оказывал неоценимую по¬мощь Красной Армии, помогал в становлении Военного института ино¬странных языков. В 1943 г. лично по указанию И. Сталина ему было присвоено звание "генерал-лейтенант". Некоторые источники утверждают, что с подачи Алексея Алексеевича, в Советскую Армию, вернулись погоны. После выхода в отставку в 1947 г. занимался литературной деятельностью. Написал автобиографическую книгу "50 лет в строю"(мне кажется, что не осталось уже человека, интересующегося историей и не читавшего эту книгу).

Его отец – Игнатьев Алексей Павлович (1842-1906), граф, государственный деятель, генерал от кавалерии. В 1885 – 1889 гг. – иркутский, в 1889 – 1896 гг. – киевский генерал-губернатор, товарищ министра внутренних дел, член Государственного совета. Убит 9 декабря 1906 г. членом боевой организации эсеров(дело темное, не без участия царской охранки, как считал А.А.). Некоторые авторы, считают, что одним из аргументов для перехода к большевикам, послужила эта история с убийством отца, хотя в собственноручно написанном списке мыслей по этому поводу, в книге "50 лет в строю", такого пункта - нет.

Мать – София Сергеевна – урожденная княжна Мещерская(после упорного нежелания А.А. сотрудничать с белоэмиграцией, отрекается от него, как глава семьи Игнатьевых).

Его дед - Игнатьев Павел Николаевич (1797 – 1879), граф, русский государственный деятель, генерал от инфантерии (1859), почетный член Петербургской АН (1856), почетный член Военно-медицинской академии. В 1854 - 1861 гг. - петербургский генерал-губернатор, в 1872- 1879 гг. – председатель кабинета министров.

Родной дядя – Игнатьев Николай Павлович (1832 – 1908), граф, рус-ский государственный деятель, дипломат (как раз он вошёл в число 100 ве-ликих дипломатов – В.В.), генерал от инфантерии (1878), сын П.Н. Игнатьева.
Подписал Пекинский договор (1860), директор Азиатского департамента МИД России (1861-1864). С 1864 г. – посланник, а затем посол в Стамбуле (1867-1877). Участник подготовки и подписания Сан-Стефанского мирного договора 1878 г., завершившего русско-турецкую войну 1877-1878 гг. В 1881 – 1882 гг. – министр внутренних дел.

Младший брат – Игнатьев Павел Алексеевич, родился 31 декабря 1878 г. в Санкт-Петербурге, граф, полковник, руководитель Межсоюзнического бюро во Франции, при жизни незаурядный русский разведчик(некоторые современные писатели, утверждают обратное).
Окончил Киевский лицей, затем Петербургский университет. Военную службу проходил вольноопределяющимся в лейб-гвардии гусарском полку в Царском Селе, здесь в 1902 г. выдержал экзамен по 1-му разряду на офицерский чин при Николаевском кавалерийском училище. В 1909 г. окончил Николаевскую академию Генерального штаба. Боевой офицер, командовал эскадроном на фронте ПМВ. В разведке с 23 марта 1915 г. Французские и английские спецслужбы, да и современные приверженцы "белого движения", считали что братья очень дружны и всегда действуют совместно. Это действительно так, если дело касается интересов России. Но после отказа брата отдать деньги белоэмиграции, стрелял в него, пробил шляпу, которую Алексей Алексеевич сохранил(несмотря на это, "белые" считали Павла Алексеевича предателем и до сих пор не успокоились, придумывая небылицы о его жизни и службе в Париже). Написал книгу "Моя миссия в Париже".(http://militera.lib.ru/memo/russian/ignatyev_pa/index.html)

Яркий пример агентурного бреда, который используют как доказательство предательства братьев:
"Агентурное донесение во 2-е бюро французского генштаба о деятельности А. А. и П. А. Игнатьевых в Париже
7023 Источник: Париж Р-1
Париж, 17 ноября 1918 г.
Согласно сведениям, поступающим ко мне, графы А. и Павел Игнатьевы проявляют в последнее время большое беспокойство. Граф Павел Игнатьев ходил к Бурцеву, и тот признался, что речь идет о чисто русских интересах, о которых не должны знать французы. Однако мы располагаем сведениями, устанавливающими, что Павел Игнатьев договорился с большевистским Генштабом и получил приказ заняться контрразведкой в английской и французской армиях: мы знаем, что эта работа сделана; мы также знаем от осведомителей и свидетелей, что русские офицеры сожгли документы, касающиеся вопросов, интересующих французский Генштаб. Тот факт, что Павел Игнатьев сознался в том, что сжег документы, приобретает крайне серьезный и многозначительный смысл.
Мне удалось завербовать служанку, которая служила четыре с половиной года у графа Алексея Игнатьева в то время, когда он еще жил с первой женой; эта служанка, которой они во всем доверяли и которой не стеснялись, мне сообщает много весьма любопытных и крайне важных сведений. Она сообщает, между прочим, об отношениях графа Алексея Игнатьева с офицером-переводчиком Ильинским. По ее словам, Ильинский является абсолютным ничтожеством, человеком с довольно темным прошлым, который был своего рода комнатным слугой давно умершего графа Ферзена. После смерти Ферзена Ильинский оказался без места и благодаря моей нынешней служанке и ее брату-лакею, который с 15-летнего возраста был комнатным слугой у графа Игнатьева, во время войны записался добровольцем во французскую армию, в авиацию (комиссован после двух падений). Ильинский уже обосновался перед войной у графа Алексея Игнатьева в качестве писаря; после объявления войны он стал играть при графе абсолютно исключительную роль. Граф Алексей Игнатьев был настолько влюблен в Труханову, что во время ее пребывания в Москве они полностью потеряли голову и совершенно не занимались своими делами, которыми на самом деле руководил Ильинский. Бывало, что шифры и даже шифровальные блокноты с зашифрованными телеграммами пропадали в течение двух-трех дней, затем они вновь появлялись неизвестно откуда, однако их исчезновение и появления были всегда окружены вынужденным молчанием; эти шифроблокноты доверялись именно Ильинскому.
Моя служанка рассказывает также, что граф Алексей Игнатьев вследствие своих расходов на Труханову в одно прекрасное время оказался в очень затруднительном материальном положении, и она была свидетелем того, как Ильинский, намекая на это затруднительное положение, давал советы графу Игнатьеву, а тот с ними соглашался, и с тех пор Ильинский стал хозяином положения и взял графа Алексея в свои руки.
Моя служанка рассказывает также, что в ее присутствии неоднократно составлялись фальшивые документы на крупные суммы. В ее рассказах много любопытного, но учитывая, что я не совсем уверен, что она согласится подтвердить свои слова перед властями, я ее "обрабатываю", ожидая, что сумею убедить в необходимости во имя любви к Родине дать искренние свидетельские показания в отношении всего того, что она знает.
Я хочу провести ту же работу по отношению к ее брату, однако учитывая преданность последнего графу, эта работа является трудной и деликатной. Поэтому боюсь идти слишком быстро, чтобы не испортить результата, но надеюсь, что мне удастся его добиться.
ЦХИДК Ф. 7. Оп. 1. Д. 1042. Л. 114-116. Подлинник."

"Из служебной записки Сюртэ Женералъ (национальная безопасность) со сведениями о результатах проверки благонадежности итальянца Витербо Макса-Фортюне и графов генерала А. А. Игнатьева и его брата полковника П. А. Игнатьева
Р/1. 108
Париж, 3 сентября 1918 г.{*34}
... 1. Витербо Макс-Фортюне, родился 8 мая 1882 г. в Александрии (Италия). Сын Давида Витербо и Регины Суарес, натурализовавшийся во Франции 10 августа 1904 года.
Женат, детей не имеет, женился в Париже 5 ноября 1913 г. на некой Крюэр Марии-Луизе, с которой в настоящее время разведен.
Во Франции в течение примерно 8 лет проживал поочередно по следующим адресам: ул. Ришелье, 112, проезд Оперы, 9, ул. Рише, 26 и одновременно авеню Ньель, 96, ул. Роше, 64.
Сын бывшего посредника торговли мануфактурой, Макс Витербо всегда занимался театром. Он был поочередно генеральным секретарем театра "Матюрен", директором "Современного театра" и "Сирены".
В качестве театрального хроникера сотрудничал с "Либерте", "Жиль Блазом", "Пресс", "Парижским криком".
Примерно к 1910 году организовал более чем легкий орган печати "Конец века", на страницах которого широко занимался шантажом великосветских кругов, однако это издание просуществовало недолго.
Через несколько месяцев после объявления войны, пытаясь воспользоваться обстоятельствами, стал выпускать "Исторический журнал", который просуществовал два месяца. [298]
В конце 1914 г. основал "Театр Альберта 1-го" и стал его директором, однако этот театр вынужден был закрыться в марте 1918г. из-за плохого руководства им со стороны Витербо и был сдан в подаренду английской компании "ИМКА".
Он якобы также сдал в подаренду "Сирену", расположенную на ул. Монмартр, 167, некоему г-ну Уэллу.
Наконец, в ноябре прошлого года он купил за 500 франков "Пролазу", газету шантажистского толка, которая в принципе должна выходить дважды в месяц, однако на самом деле выходит от случая к случаю.
Витербо входит в "Ассоциацию спортивных журналистов" и является объектом постоянных жалоб в свой адрес по следующим мотивам: шантаж, побои и ранения, разврат; однако ему всегда удавалось уходить от Исправительного суда.
С моральной точки зрения Витербо не пользуется уважением среди журналистов и в театральном мире.
Был мобилизован в качестве штабного писаря, получил назначение в Бюро по переписке с оккупированными странами по адресу: Ганноверская ул., 6. В апреле с. г. демобилизовался.
В настоящее время редактор газеты "Пари-Миди". Пишет также для газеты "Пэи", дебютировав в рубрике "Слухи", только что поменял ее на должность заведующего информационным агентством.
Совокупность сведений, собранных на Витербо по различным адресам, по которым он проходит, не позволяет установить, что он поддерживает связи с графами Игнатьевыми.
Те же расследования, проводившиеся по месту жительства последних, также результатов не дали.
О Витербо говорят, что он закоренелый бабник, живущий на содержании женщин, среди которых всегда находит жертвы.
Витербо по следственным делам не проходит.
2. Граф Павел Игнатьев, полковник Русской армии, Руководитель Русской военной миссии и Директор Русской секции при Межсоюзническом бюро; проживал по авеню Иены, 66 с 1 июля 1916 г. по 1 января 1918 г. в апартаментах, снимаемых его двоюродной сестрой графиней Врангель, урожденной Сюссо-Риффо, женой Военно-морского атташе России при Итальянском правительстве. Он проживал по этому адресу вместе с Марией Шос-товой, женой Истомина, родившейся 10 октября 1884 г. в Петрограде, муж которой был жандармским полковником в России.
Граф Игнатьев выдавал Истомину за свою жену и даже пользовался ее именем при поездках за границу.
Он давал понять, что был секретным агентом России в Германии в 1913-1914 и 15 годах. С уверенностью можно сказать, что он находился в Германии в течение трех лет под именем Бориса Стомина. Он был, впрочем, назначен под этим именем в Русское военное бюро, расположенное на авеню Элизе Реклю, 14, где должен встречаться со своим братом генералом Алексеем Игнатьевым.
В июле и августе 1914 г. он дважды в месяц приезжал в Париж; затем был здесь в декабре 1914 г. и апреле 1915 (по два-три дня каждый раз). Принимал многочисленных гостей на авеню Элизе Реклю. В декабре 1915 г. он прибыл в Париж с любовницей и назначен своим братом в Межсоюзническое бюро под именем капитана Истомина.
Отбыв в Россию с любовницей в сентябре 1916 г., возвратился в январе 1917 г. в чине полковника. В июне 1917г. вновь возвратился в Россию под именем Павла Истомина, журналиста, родившегося в Петрограде 1 января 1878 г., затем в сентябре 1917 г. выехал в Швейцарию. С января 1917г. является Руководителем Русской военной миссии, расположенной по Любекской улице в д. 21, одновременно продолжая руководить Русской секцией при Межсоюзническом бюро, находящемся на авеню Марсо в доме номер 30.
В январе 1918г. Павел Игнатьев окончательно съехал с квартиры в д. 66 по улице Иены и переехал вместе с любовницей в д. 14 на ул. Петрарки, из которого выбыл в марте с. г., как говорят, в департамент Ньевр.
3. Генерал граф Алексей Игнатьев, произведенный в генералы Керенским, является Русским военным атташе [300] в Париже, коммандор ордена Почетного легиона, 40 лет; женат, детей не имеет.
В 1914 г. он повстречал танцовщицу Наташу Труханову, которая стала его любовницей. С этой поры он расстался со своей женой, которая уехала из Парижа в Петроград 25 июня 1914 г. Генерал переехал со своей любовницей, ставшей его женой, в квартиру, снятую на его имя в д. 19 на набережной Бурбон, ежегодная квартплата за которую составляет 3600 франков.
Супружеская чета живет скромно и почти никого не принимает.
Труханова ведет уединенный образ жизни. Идет слух, что она поддерживала отношения с Матой Хари и якобы принимала участие в интригах своих соотечественников и офицеров Русской миссии против немцев. Граф Алексей, также занимавшийся этим делом, пытался закупить в 1915 году, перед вступлением в войну Италии, 500 000 винтовок и 3 миллиона патронов на имя Ришара Витоло. Итальянское правительство запретило их вывоз, и сделка лопнула.
Оба Игнатьевых якобы поддерживают отношения с Великой Герцогиней Мекленбургской, матерью кронпринца, которая ведет скандальный образ жизни.
Они также поддерживают отношения с бароном Ро-зеном, проживающим в д. 8 по Спасской улице в Петрограде, известным своими прогерманскими взглядами. Этот старый дипломат, принадлежащий к т. н. касте остзейских баронов, был одним из главных среди тех, кому удалось наводнить двор царя и насадить свою точку зрения в пользу русско-германского союза.
Максималисты с энтузиазмом воспроизвели послания барона Розена, поскольку этот дипломат старого режима одобрял идею сепаратного мира.
Братья Игнатьевы вызвали недовольство у некоторых русских офицеров из-за их поведения и политики, которую они проводили в Париже.
Так, в ходе обеда в сентябре с. г.{*35} у лейтенанта Пер-никова (ул. Боккадор, 9), некий офицер по фамилии Кульнев [301] сказал братьям Игнатьевым, что "он не понимает, почему Союзники все еще терпят их деятельность и даже само присутствие в Париже". Обращаясь к полковнику Павлу со словами: "Ваше гнусное ремесло вызывает у меня отвращение", он оказал: "Я информирую Керенского о Вашем поведении". Кульнев, кажется, является бывшим адъютантом Керенского... Трудно составить категорическое мнение относительно братьев Игнатьевых, образ жизни которых является темным в некотором отношении, которые являются объектом обвинений со стороны их окружения, однако никаких официальных улик против них до сих пор не было представлено.
ЦХИДК Ф. 1. Оп. 27. Д. 11214. Л. 5-9. Копия."
Французы пытались получить от Павла Алексеевича списки русской агентуры, а от Алексея Алексеевича - деньги, не получили ни того, ни другого. Сейчас уже смешно читать агентурные данные о максималистах-монархистах Игнатьевых, однако эти записки используют и сейчас, "не замечая" их нелепости.
Сильные личности, не только сильны как граждане, они и в любви сразу ставят точки над "I". Алексей Алексеевич, влюбившись в балерину Наталью Труханову(написала книгу "На сцене и за кулисами. Воспоминания"),

разводится с женой и остается на всю оставшуюся жизнь с любимой женщиной(эта тема, очень волновала и до сих пор волнует недоброжелателей Игнатьевых).
Василий Ливанов(актер, Шерлок Холмс), написал книгу "Богатство военного аташе", о А.А.Игнатьеве. В книге, фамилия героя - Кромов. Недавно вышел на экраны, художественный фильм "КромовЪ", по этой книге. И "Богатство..." Ливанова и фильм(в роли Игнатьева - В.Вдовиченков), конечно совсем не копия "50 лет в строю", это художественные произведения, с несколько альтернативным развитием событий, но это добротные произведения. Фильм мне понравился больше, чем, например, "Адмиралъ".

В украинской газете "Бульвар Гордона", в 2008 году, было опубликовано интервью с правнучкой Игнатьева Николая Павловича(дяди Алексея и Павла Игнатьевых), Александрой (Игнатьевой) СТОЛПОВСКОЙ, которая долгое время работала в одном из Киевских НИИ, инженером.(http://www.bulvar.com.ua/arch/2008/9/47cd942b99e1c/)
Источники(кроме выше приведенных):
- "50 лет в строю";
- "Богатство военного аташе"В.Ливанов;
- http://www.ruskino.ru/mov/11105
- http://www.lvdrus.ru/public/090508123358.html ;
Comments 
8-ноя-2010 07:05 pm
А не он ли стал прототипом Игнатьева-Игнатьева в "Острове Крым" Аксёнова?
Там он получился прохвостом и пидором.
"В прошлом, любезнейший Марлен Михайлович, -- сказал
Игнатьев-Игнатьев, подчищая себе ногти как бы небрежно, стильно и вновь
фальшиво. -- "Волчья Сотня" вычистила меня из своих рядов, и я горд, что это
произошло за несколько дней до того, как они продались СОСу. Теперь я член
партии "коммунисты-нефтяники"...":)))
8-ноя-2010 07:11 pm
Они двигались в разных направлениях:
"22 июля 1980 года Аксенов выехал по приглашению в США, после чего был вместе с женой Майей Кармен лишён советского гражданства."
8-ноя-2010 07:16 pm - Немного не в тему вопрос, но вдруг подскажете
Вот интересно - с кого Пикуль срисовывал своего героя в романе "Честь имею" - "полковник генерального штаба в Русской и Красной армиях" ?
9-ноя-2010 04:38 am - Re: Немного не в тему вопрос, но вдруг подскажете
Прототипов было много. Обратите внимание на главу РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ АРМИЯ, по этой ссылке: http://amnesia.pavelbers.com/Armija%20Rossii.htm
8-ноя-2010 07:20 pm
В книге "Встречи с прошлым" были отрывки из мемуаров его жены, читала, поражалась. Удивительный человек.

Военный институт иностранных языков недавно ликвидировали распоряжением замши Сердюкова. Гореть ей в аду.
8-ноя-2010 07:38 pm
"50 лет в строю, ни дня - в бою" (c)
8-ноя-2010 07:42 pm
вот и я тоже читал эти мемуары и думал что это как-то некошерно
с другой стороны, какая разница? строй и бой разные вещи в 20м-то веке, а игнатьев - штабной офицер с самого поступления в академию, откуда ему дождаться боя? Мёльтке тоже в бою не густо времени провёл.
8-ноя-2010 08:24 pm
У Ганина про него статья вышла, там он иображен вором.
8-ноя-2010 09:15 pm
Это сильно. Видать, "новобелый" в Ганине окончательно взял верх над историком.
8-ноя-2010 08:38 pm
из сообщения и.о. главы французской военной миссии в СССР майора Альбера Мирлеса:

"14 июля 1943 г. по случаю Национального Праздника Франции в Москве прошел торжественный прием в военной миссии на котором присутствовали послы США, Великобритании, Греции, Чехословакии, а также Турции, Ирана и Афганистана.

Среди почетных гостей были писатели Илья Эренбург и Жан-Ришар Блок.

Генерал лейтенант Игнатьев, бывший военный атташе Российской Империи во Франции, прибыл в мундире советского генерала с командорским крестом Почетного Легиона на шее, полученым им во время первой мировой войны."
9-ноя-2010 06:51 am
++ Генерал лейтенант Игнатьев, бывший военный атташе Российской Империи во Франции, прибыл в мундире советского генерала с командорским крестом Почетного Легиона на шее

Эклектика какая. Обычно советские офицеры не носили полученные от дореволюционной власти награды. Даже ношение наград, полученных от союзников во время и по окончании ВОВ, было достаточно жёстко регламентировано.
9-ноя-2010 06:48 am
Если честно, мне не совсем понятно следующее. Императорская власть Игнатьева выучила, сделала офицером и облекла доверием. Белое дело - в большей степени продолжение дела Царской России, чем Красное дело. И однако Игнатьев отдаёт деньги красным. Не понимаю...

Интересно, кстати, почему Игнатьева в 1937 не тронули? Не потому ли, что часть денег так и оставалась на его личных счетах на Западе, и будь он репрессирован, эти деньги навек остались бы потеряны для советской власти?

Edited at 2010-11-09 06:49 (UTC)
9-ноя-2010 07:03 am
Советский Союз, тоже много кого выучил и сделал офицерами, и что? Чтобы понять, почему Игнатьев отдал деньги красным, лучше всего - прочтите его книгу "50 лет в строю". Он просто выбрал лучшее применение этим деньгам.
Не тронули его и таких как он, потому что не за что было трогать. Почитайте по ссылке http://community.livejournal.com/ru_history/2704842.html?thread=41728970#t41728970 , а про "его счета на Западе" - это стереотип поведения "людей при бюджете", выработавшийся за годы "после Союза", это не про Игнатьева.
9-ноя-2010 10:57 am - А как выглядела
его первая жена ? (Особенно интересно было бы в том же возрасте, что вторая).
9-ноя-2010 07:43 pm - Re: А как выглядела
Если верить вот этому: http://baza.vgd.ru/1/25229/ и вот этому: http://az.lib.ru/i/ignatxew_a_a/text_0040.shtml (ОХОТНИКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА 1888-1975) вышла замуж второй раз, за вот этого человека( http://ru.wikipedia.org/wiki/Половцов,_Пётр_Александрович )

Ее фото, не нашел.
9-ноя-2010 08:34 pm
Очень великий человек!
(Удалённый комментарий)
10-ноя-2010 02:28 pm
Может быть. Некоторые до сих пор не определились, что уж говорить про Игнатьева в 18-м и 20-м году, когда в России был бардак и сведения оттуда приходили самые противоречивые и невеселые. Странно, что при такой враждебности к нему со стороны имиграции, так мало(совсем нет) этих документов.
This page was loaded ноя 13 2018, 12:56 am GMT.