?

Log in

No account? Create an account
Вопросы истории
Бюджет Соловецкого монастыря в 1620/1621 годах. 
3-янв-2011 03:27 am [17 век, Россия]
Для интересующихся экономической историей вообще и историей монастырей в России в частности - вот такая вот интересная таблица - "Бюджет Соловецкого монастыря в 1620/1621 годах".
Источник: В.И. Иванов "Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в XVI-XVII веках: механизм становления крепостного права" (СПб.: издательство Олега Абышко, 2007). Таблица 62, С. 530




Примечание: Таблица составлена по тексту нескольких приходо-расходных книг: РГАДА. Ф. 1201. Oп. 1. Д. 20. Л. 7-8, 21-24 об.; Д. 23. Л. 1-12, 32-44; Д. 223. Л. 2-7; Д. 224. Л. 33-60 об., 101-125; Д. 436. Л. 1-3. 6-9; Д. 683. Л. 86-95 об.; Оп. 2. Д. 1552. Л. 569об. — 583; Оп. 4. Д: 945. Л. 6-6 об., 28-38 об. Подробности см.: Иванов В. И. Бухгалтерский учет в России XVI-XVII вв. Историко-источниковедческое исследование монастырских приходо-расходных книг. СПб., 2005. С. 125-148.

Соляные промыслы, как видно, были весьма выгодным бизнесом
Comments 
3-янв-2011 12:39 am
они еще в долг, что ли, давали?
3-янв-2011 12:42 am
Из Ключевского:

Обличители XVI в. настойчиво повторяют, что монастыри вопреки церковным правилам дисконтировали - отдавали деньги в рост, особенно в ссуду своим крестьянам. Вассиан Косой изображает их суровыми заимодавцами, которые налагали "лихву на лихву", проценты на проценты, у несостоятельного должника-крестьянина отнимали корову или лошадь, а самого с женой и детьми сгоняли со своей земли или судебным порядком доводили до конечного разорения. Это обвинение в "заимоданиях многолихвенных убогим человеком" было отчасти поддержано и на Стоглавом соборе. Царь спрашивал: "Церковную и монастырскую казну в рост дают - угодно ли это богу?" Отцы собора отвечали постановлением: архиереям и монастырям деньги и хлеб давать крестьянам своих сел без роста, чтобы крестьяне за ними жили, от них не бегали и села их не пустовали бы. Так, частию по вине земельного богатства монастыри начинали превращаться из убежищ нищей братии в ссудолихвенные конторы.
3-янв-2011 12:45 am
а вообще? в определнный период ростовщичество было, вроде бы, запрещено?
3-янв-2011 12:28 pm
Вопрос этот большой и весьма подробно исследован вот тут:
http://www.bogoslov.ru/es/text/466194.html
3-янв-2011 07:44 am
Извините?
III. Ростовщический доход - 339 руб (2,5%).
3-янв-2011 10:16 am
А что тут удивительного? :)

"В кабалу" средства давали многие монастыри и епархии. Точнее даже большинство. Правда были исключения, например Кирилло-Белозерский монастырь давал деньги крестьянам "вровень", т.е. без процентов.

А вот часовеные приходы напротив никогда не давали средства "в кабалу", а исключительно "вровень".
3-янв-2011 09:28 am
То есть феодальный компонент выглядит невыгодным, интересно посмотреть на детали...
3-янв-2011 09:31 am
А что значит "феодальный расход" ?
3-янв-2011 10:24 am
На Соборе 1584 года было постановлено, что церковь должна платить царские подати "со всеми людьми ровно". Видимо налоги в царскую казну и считаются тут феодальными расходами.
3-янв-2011 10:50 am
Монастырь должен был выставлять вооруженных людей в царское войско?
3-янв-2011 10:58 am
Не должен был, тем более что на тот момент закрепощение крестьян монастырями ещё не было завершено, поэтому монастыри не имели такой возможности. Но вот, как написано у составителя данной таблицы - В.И. Иванова, в сентябре 1620 года монастырь заплатил полугодовое жалованье(75 руб.) стрельцам, находившимся в самом монастыре и Сумском остроге из своей казны.
3-янв-2011 11:19 am
Хм... Сельское хозяйство - чистый убыток, только сено на сторону продавали. Я так полагаю, что занимались им не ради дохода, а для минимизации убытков, кормить братию завозом было бы ещё дороже.
Основной источник покрытия расходов - солеварение, а есть данные - это монастырское производство или аренды отданные монастырю?
(Удалённый комментарий)
3-янв-2011 11:36 am - Re: как интересно
Потому против Советской власти и дрались - без государственных дотаций церковь была обречена на скудное существование.
3-янв-2011 12:14 pm - Re: как интересно
Вообще-то здесь речь идет о 17 веке.
3-янв-2011 06:41 pm - Re: как интересно
мешаешь разоблачать?
(Удалённый комментарий)
3-янв-2011 12:32 pm - Re: как интересно
Я бы так не сказал, учитывая, что вотчины монастыри получали в качестве дарственных от царей. А вот до решения собора 1584 г. государство от церкви ничего не получало, т.к. та была освобождена от налогов.
3-янв-2011 12:37 pm - Re: как интересно
Возможно, но не из доходов от служб.
3-янв-2011 06:42 pm - Re: как интересно
Церковь поддержала Февраль, а значит оказала величайшую услугу.
Впрочем тем кто плюнул на амнистию и клятву не понять.
3-янв-2011 12:19 pm - Re: как интересно
Дальний, северный монастырь, на острове, не во всякое время доступный. Так что это не очень удивительно. Хотя это чисто мои догадки.
(Удалённый комментарий)
3-янв-2011 12:35 pm - Re: как интересно
Автор не конкретизирует графу "церковные расходы", но думаю, под этим имеется в виду строительство и ремонт церквей, иконы церковная утварь, свечи, церковная литература, церковная одежда т.д. Не сказать, чтобы удалённость Соловецкого монастыря способствовала снижению этих расходов.
3-янв-2011 01:24 pm - Re: как интересно
Добавлю, что еще хорошо было бы посмотреть за несколько лет. Может, именно на этот год пришлись какие-то особые траты - строительство, ремонт и т.д.
3-янв-2011 12:37 pm
Есть даже не совсем научное,но очень образное сравнение Соловецкого монастыря с "технопарком"!
4-янв-2011 11:37 am
ну-ну, общий доход меньше 2 тыс. рублей. У богатейшего в стране монастыря. Аудита на них не было.
4-янв-2011 11:42 am
Приведите свои данные, если они у вас есть)
4-янв-2011 11:58 am - правда 1634 год
Таможенная книга Вологды 1634/35 г.
л. 8 об. Соловецкого м-ря у старца Лариона 2500 мехов соли, цена 10500 р. Довелось взять рублевого и весу и замыту 157 р. 16 ал. 4 д., свалу 37 р. 16 ал. 4 д., за откуп весу и припус // ку и подъему и рукознобу 43 р. 25 ал. 2 д., записки и на бумагу 2 р. 16 ал. 5 д. И всего довелось взять 241 р. 8 ал. 5 д., а не взято по государеве грамоте за приписью дияка Семена Головина.

Даже если доход от этой соли процентов 10 (на самом деле больше) потому что торговля монастырская была тарханной (это и есть "а не взято по государевой грамоте") то ЗА ОДНУ СДЕЛКУ в Вологде монастырь выручил 1 тысячу рублей. А соль они продавали по всему северу и огромными оптовыми партиями. Так что одни промыслы давали дай боже. Это как нефть сейчас. Я давно подозревала, что в монастырях была двойная бухгалтерия. 15 лет разницы, я думаю, роли не играют.
4-янв-2011 12:04 pm - Re: правда 1634 год
Через 16 лет после окончания разрушительной для экономики Великой Отечественной войны СССР человека в космос запустил, а вы говорите, что 15 лет роли не играют.

Надо смотреть динамику прироста соляных промыслов с 1620 по 1635 год.
4-янв-2011 12:12 pm - Re: правда 1634 год
не надо лукавить. Это 17 век. Никакой огромной динамики быть не может особенно за 15 лет. В 1621 году зарабатывали 2 тыс. а через 15 лет вдруг в десятки раз больше? Это насколько должны были вырасти промыслы, тем более им якобы не принадлежавшие?
Монастыри того времени были хорошо отлаженные и эффективно работающие хозяйствующие субъекты. И соль была главным стратегическим сырьем. Торговые крестьяне и посадские люди только на ПЕРЕПРОДАЖЕ соли зарабатывали тысячи рублей. Моя диссертация посвящена вологодскому купечеству. Монастырями я вплотную не занималась. Но суммы продаж и выручки у всех более-менее крупных северных монастырей по одним таможенным книгам (заметьте, не по их личным приходо-расходным книгам) были чудовищно большие для того времени. Это как раз тот случай, когда один источник - приходо-расходные книги проверяются другим независимым источником - таможенными.
This page was loaded дек 17 2018, 4:38 am GMT.