Ярослав Козлов (yroslav1985) wrote in ru_history,
Ярослав Козлов
yroslav1985
ru_history

Category:

Деньги на большевистскую печать 2

Уважаемые читатели продолжаю публикацию материалов по теме "Деньги на большевистскую печать" . Предыдущие посты по этой теме http://ru-history.livejournal.com/3064023.html , http://ru-history.livejournal.com/3066182.html , http://ru-history.livejournal.com/3064210.html .
Благодаря помощи отзывчивого человека я имею возможность привести выдержки из книги - Сазонов И.О. Большевистское слово. Л., 1978 . Информация из этой книги крайне интересная. К сожалению выдержки очень короткие, нужна полностью вся книга.Увы у меня нет в наличии всей книги, поэтому очень большая просьба откликнуться тех людей у кого она есть.

Сазонов И.О. "Большевистское слово":

Партийная типография «Труд» начала действовать в 20-х числах мая. При помощи ПК, райкомов РСДРП(б) и профсоюза рабочих-печатников она была в короткий срок укомплектована квалифицированными полиграфистами. В конце июня в ней насчитывалось около ста рабочих и служащих. Типография работала на полной самоокупаемости. Кроме заказов ЦК и ПК РСДРП(б), партийного издательства «Прибой» она печатала журналы и брошюры профсоюзных организаций Петрограда, во главе которых стояли большевики. С 10 июня в типографии «Труд» на книжной ротации стала печататься «Солдатская правда»(1). Таким образом, Центральный Комитет РСДРП(б) впервые стал иметь свою легальную партийную типографию (2). Конечно, она не шла ни в какое сравнение с первоклассными типографиями буржуазных газет, так как не соответствовала уровню полиграфической техники того времени, производительность ее была невелика. На большой ротационной машине образца 1914 года, например, за один час можно было напечатать 80 тыс. экземпляров газеты такого формата, как «Правда», а в типографии «Труд» менее 70 тыс. экземпляров газеты печаталось в течение 15 часов (3). Это, конечно, значительно удорожало стоимость печатных работ. По этой причине типография не могла справиться со всеми заказами ЦК и ПК РСДРП(б). А объем типографских работ в ближайшее время должен был еще возрасти, так как по решению ЦК готовилось издание ежедневной газеты «Пролетарий». Было объявлено, что выпуск этой крупноформатной газеты начнется в первой половине июля 1917 года. Основным недостатком оборудования типографии «Труд» было то, что она не имела газетной ротационной машины. Приобретенная же в Финляндии газетная ротация была доставлена в Петроград только в июне, а монтаж и наладка ее затянулись до начала июля 1917 года (4). По этой причине «Правду» пришлось по-прежнему печатать в типографии «Сельского вестника» (5). ЦК и ПК РСДРП(б) много внимания уделяли типографии «Труд». Они принимали энергичные меры к тому, чтобы оборудовать ее совершенными полиграфическими машинами. Владимир Ильич лично занимался этими вопросами, неоднократно посещал типографию (6). 11 июня на заседании ПК, в котором принимал участие и В. И. Ленин, обсуждался вопрос «О покупке ротационной машины». Докладчик Н. И. Подвойский дал подробную характеристику технического оборудования типографии и подчеркнул, что без газетной ротации печатание «Солдатской правды» связано с огромными трудностями. Он предложил купить усовершенствованную ротационную машину за 190 тыс. рублей. Некоторые участники заседания ПК (В. Володарский, А. И. Слуцкий и др.) высказали сомнение в возможности срочно собрать такую крупную сумму денег. Члены ПК М. И. Калинин, М. И. Лацис и другие предложили обратиться к рабочим, сделать заем и организовать кооператив, а часть денег взять из средств, собранных в фонд «Солдатской правды». ПК признал необходимым принять все меры к приобретению технически совершенной газетной ротации (7). В мае — июне большевики продолжали проводить сбор средств на типографию и в «Железный фонд» «Правды».

(1)ЦПА ИМЛ, ф. 461, оп. 1, д. 37913, лл. 21, 26.
(2)Формально владельцем типографии «Труд» считался не ЦК РСДРП(б), а издательское товарищество «Рабочая печать».
(3)См,: Первый легальный ПК, с. 149—150.
(4)ЦПА, ф. 461, оп. 1, д. 37913, л. 26.
(5)Во многих работах по истории Октябрьской революции указывается, что до июльских событий «Правда» печаталась в типографии «Труд» (см. напр.: Великая Октябрьская социалистическая революция. Энциклопедия. М., 1977, с. 473). Это не соответствует действительности, в этой типографии печаталась только «Солдатская правда».
(6)См.: Бондаревская Т. П., Великанова А. Я., Суслова Ф. М. Ленин в Петербурге — Петрограде, с. 267.
(7)См.: Первый легальный ПК, с. 149 — 153.

стр. 134-135



Даты всего поступило средств в рублях



в фонд Правды в фонд Рабочей газеты в фонд Дело народа
на 31 марта 15 750 1 600 60 000(*)
на 10 апреля 20 050 3 060 61 000
на 25 апреля 100 000 8 400 62 000
на 1 мая 112 000 9 940 63 000
на 10 мая 136 000 15 900 64 000
на 25 мая 160 000 20 400 65 000
на 1 июля 270 000 26 500 66 500



(*)Основную сумму - 50 000 рублей в фонд эсеровской газеты "Дело народа" внесла жена А. Ф. Керенского ("Дело народа", 1917 , 30 марта)

В последующие месяцы 1917 года сборы средств на газету «Дело народа» практически были прекращены. На «Рабочую газету» в июле — сентябре было внесено всего около 4 тыс. руб. Зато активно продолжались сборы средств на издание Центрального Органа большевиков. За июль — октябрь они составили около 230 тыс. руб. А всего за период с 5 марта по 25 октября 1917 г. на издание «Правды» было собрано среди трудящихся, главным образом в Петрограде, и пожертвовано петроградскими профсоюзами около полумиллиона рублей (1). В. И. Ленин охарактеризовал денежные сборы на газету «Правда» в 1917 году как «громадный и массовый героизм большевистских рабочих (2)
Большевики Петрограда проводили также денежные сборы в фонд «Солдатской правды», на журналы «Работница», «Вопросы страхования», на издания большевистских органов печати на латышском, литовском, эстонском и польском языках, на профсоюзные журналы, которые выходили под контролем большевиков. Весной и летом 1917 года большевики Василе- островского района организовали сбор средств на приобретение типографии для районного Совета рабочих и солдатских депутатов.

(1) Эта сумма подсчитана автором на основе сведений, и отчетов, опубликованных в «Правде», и по другим документам и архивным материалам.
(2) Ленин В. И. Поли, собр. соч., т, 34, с, 218.

стр. 137
Tags: 1910-e, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment