?

Log in

No account? Create an account
Вопросы истории
Из одной диссертации: соответствие вывода изложенным фактам. 
11-авг-2011 05:51 pm [1930-e, СССР]
путь
 

Называть диссертацию не хочу, мир тесен, да и картина отнюдь не исключительна по той теме, по которой я работаю.


 Глава «Историческая повседневность женщины-колхозницы (костюм, пища, досуг, забота о жилище)".


Посмотрим, как фактический материал соотносится с выводами диссертанта.

На протяжении 20 страниц автор честно описывает новые явления в повседневной жизни колхозниц Кубани в 1930-е гг. :

«В колхозной деревне, по сравнению с периодом нэпа(не говоря уже о досоветских временах) резко увеличилось число бытовых и детских дошкольных заведений».

«Во второй половине 1930-х гг. численность учреждений культуры и образования в колхозной деревне заметно возросла. Только в Краснодарском крае в это время насчитывалось 1 739 колхозных клубов и 1 112 библиотек, 598 изб-читален, свыше 150 сельских больниц и т. д. (Дворец культуры// Большевик. 1940, 19 июля.)

Диссертант пишет, что «за такими предметами [в другом месте он их перечисляет: шкафы, стулья, металлические кровати с сетками, посуда,белье] в деревне, точно так же, как и в городах, выстраивались очереди».

«... немало сельских девушек стремились носить городские наряды, причем в этом случае мотивом являлось не только желание не отстать от моды, но и подчеркнуть свою приверженность советской власти...». И еще: «... в данном случае сельские девушки практически не отличались от горожанок-комсомолок».

"Теперь на их стол попадали даже обычные для города, но не типичные для села, кондитерские изделия: торты, пирожные и пр....Так, согласно данным бюджетов кубанских колхозников, в январе 1940 г. каждым из них потреблялось 0,2 кг кондитерских изделий (РГАЭ,ф.1562,оп.323,д.405,лю26)»


Диссертант, правда, вообще проигнорировал такие новые виды досуга для крестьян, которые активно внедрялись во второй половине 1930-х гг., как кино, колхозные театры и драмкружки, не стал выяснять масштабы распространения занятий спортом, использования санаториев и домов отдыха, таких новых предметов досуга и быта, как патефоны и велосипеды. Видимо, три года — слишком малый срок, чтобы он успел про это выяснить.


Далее следует такой вывод по данной главе:

«Итак, на протяжении 1930-х гг. повседневная жизнь женщин-колхозниц Юга России претерпела ряд изменений, что являлось прямым следствием целенаправленной политики большевиков и, в частности, «колхозного строительства», нацеленного помимо прочего, на трансформацию традиционного сельского уклада по образцу «социалистического города» [В последней фразе автор просто бредит — ihistorian]. Определенные изменения произошли в костюме сельских женщин. В первую очередь это касалось девушек, которые, либо стараясь следовать за модой, либо демонстрируя свою приверженность советской власти и вовлеченность в состав ВЛКСМ или ВКП(б)[насколько статистически значимо было количество девшек-колхозниц — членов ВКП(б)? - ihistorian], одевались примерно так же, как горожанки их возраста. За счет «городских» продуктов (те же кондитерские изделия) стало несколько разнообразным меню колхозных семей. Появилась возможность проводить досуг в клубах, Домах культуры, избах-читальнях. Вместе с тем эти и другие новации в повседневной жизни женщин-колхозниц Юга России в 1930-х гг. носили частный характер [диссертант явно хотел употребить слово «ограниченный» - ihistorian]. В целом уклад сельской женщины на протяжении рассматриваемого десятилетия оставался преимущественно традиционным».


Вот так.

Вместо того, чтобы брать малышей в поле, женщины отправляют их в колхозные ясли, пусть и сезонные в основном. Но это не изменило традиционный «уклад сельской женщины».

1739 колхозных клубов в одном только Краснодарском крае пришли на смену деревенской завалинке.Но это не изменило традиционный «уклад сельской женщины».

Колхозники выстроились в очередь за городскими кроватями и стульями. Но это не изменило традиционный «уклад сельской женщины».

Немало сельских девушек стали следить за городской модой, коротко стричься и одеваться по-городскому. Но это не изменило традиционный «уклад сельской женщины».

Колхозники кушают по два пирожных в месяц на каждую душу. Но это не изменило традиционный «уклад сельской женщины».


А теперь уже любой историк может смело ссылаться на данный вывод научного исследования и смело продолжать строить фантомы антисоветской версии истории сталинского СССР.


Но мне интересно, а как тогда выглядит ломка традиционного быта?
Comments 
11-авг-2011 02:15 pm
Логично, да.
Два пирожных на душу в месяц коренным образом меняют жизнь сельского населения, ну самым коренным.
Также, как и столы, стулья, стрижки и платья нового образца. Стулья!!! У них новые стулья! Как они могут сохранять старый уклад на новых стульях, как? Нет такой возможности. Социальные отношения просто обязаны измениться, раз стулья обновлены...
11-авг-2011 02:20 pm
Попробуйте вернуться к названию главы и прочитать ее еще раз. Диссертация не исследует социальные отношения (которые, кстати, в 1930-е гг. изменились по-настоящему революционно), она посвящена повседневности: "костюм, пища, досуг, забота о жилище".

Понятно, что когда на смену традиционной самодельной лавке приходят фабричные стулья и панцирные кровати, то это весьма значимое явление с точки зрения повседневности.
11-авг-2011 02:16 pm
Но мне интересно, а как тогда выглядит ломка традиционного быта?
Появление у каждой колхозницы лампового ноутбука и мобильного телефона :)
11-авг-2011 02:17 pm
«... немало сельских девушек стремились носить городские наряды, причем в этом случае мотивом являлось не только желание не отстать от моды, но и подчеркнуть свою приверженность советской власти...»

Однако!
11-авг-2011 02:22 pm
Вот так, - девушки ради любимой советской власти сбривали косы, - а некоторые не верят, что они эту власть обожали))
11-авг-2011 02:57 pm
+++1739 колхозных клубов в одном только Краснодарском крае пришли на смену деревенской завалинке+++ Вы пишете языком, над которым смеялись еще Ильф и Петров. Увлечение советскими газетами не доводит до добра.
11-авг-2011 03:01 pm
Вообще, ваши слова после "вот так" - это какая-то совершенная феерия. У меня таки все время остается маленькая надежда, что ваш виртуальный образ - это пародия на блогера-сталиниста. И однажды мы с вами вместе посмеемся на эту тему. Но это вед пустая надежда, верно?
11-авг-2011 03:22 pm
Все троллишь, сынок? Убейся об камень - ihistorianу все равно.
11-авг-2011 03:10 pm
А до 1917 года крестьяне что, пирожных не кушали? Кушали, наверное. (Я уточню у своей мамы, её бабушка с дедушкой были крестьянами,она, наверное, знает)
11-авг-2011 03:13 pm - Как-как
электричество провести, холодильники всякие изобрести, автобусы пустить...
Все это - 50-70-е г.г. ("вмести с радивом и селевистером" :-))
Дело в том, что описанный темп новинок характерен был по меньшей мере с 90-х г.г. XIX в., т.е. сами факты появления новшеств в быту уже к тому времени были традиционными (какие-нибудь ходики, швейная машинка, также - произведения печати). Ну, применительно к данной работе надо, конечно, смотреть, что автор считает традиционным укладом, потому как главным изменением уклада скорее всего была работа в колхозе (бригады, соцсоревнование)... Наибольшая ломка быта в тот период - скорее для всяких националов, а не русских.
11-авг-2011 03:19 pm - Re: Как-как
И сколько яслей и клубов на селе появилось при царе?
11-авг-2011 03:42 pm
Департамент сельского хозяйства США
Бюро сельскохозяйственной экономики
Доклад на основе посещения СССР в сентябре-октябре 1934 г.
Источник
Originally posted by sergey_mazanov at
"Увеличение продовольственных фондов не является единственным моментом в улучшении условий деревенской жизни. До революции женщины обычно работали на полях наряду с мужчинами так же, как это имеет место во всех странах юго-восточной Европы. Эти женщины обычно брали своих грудных младенцев и малых детей в поле, и там они проводили время среди глыб земли. Дети старшего возраста обычно работали вместе со своими родителями. Хотя в некоторых деревнях существовали школы, посещение их не было обязательно. Сейчас каждый ребенок посещает школу в течение определенного количества лет. Дети дошкольного возраста получают уход в детских садах и яслях. Исходя из нашего и западно-европейского уровня, эти сельские учреждения кажутся примитивными и оставляют желать много лучшего, но по сравнению с тем положением, когда ребенок оставался на поле под телегой среди грязи и насекомых, это - чудеса комфорта. Многие крупные села имеют больницы с родильными приютами - вещь, до революции неслыханная".
11-авг-2011 04:28 pm
Кстати, что за секреты полишинеля? Если кто не умеет пользоваться гуглом - вот эта диссертация (ее введение и заключение): http://www.dissercat.com/content/selskie-zhenshchiny-v-usloviyakh-kolkhoznogo-stroitelstva-v-kontse-1920-kh-nachale-1940-kh-g

6. Доказано, что в сфере повседневности и ментальности женщин-колхозниц Юга России в 1930-х гг. господствующей характеристикой являлось сочетание традиций и новаций при доминировании первых над вторыми. Колхозницы, как и крестьянки доколхозного периода, преимущественно были заняты в домашних хозяйствах; тем самым образ жизни сельских женщин оставался традиционным. Низкий уровень материального обеспечения колхозников и ориентация сталинского режима на снабжение деревни промышленными товарами по остаточному принципу привели к тому, что костюм колхозниц, так же, как интерьер их жилищ и сами жилища, претерпел несущественные изменения. Сохранялись и базовые компоненты ментальности сельских женщин, такие, как осознание себя матерью, женой, хранительницей домашнего очага; кроме того, колхозницы отличались большей религиозностью по сравнению с мужским населением деревни или горожанками.

11-авг-2011 04:33 pm - "В чужом глазу соринку видим, в своем бревно не замечае
Вы обвиняете ровно в том, в чем грешны сами.
В предыдущем посте приводите свой тезис о сталинском государстве,
а подтверждаете свою мысль примером о стихийном восстании.

Но самые позорные для профессионального историка посты -
это где берется единственный "рекламный" источник и делается обобщение,
что так и было повсеместно. Пример:
soviet-life.livejournal.com/778990.html
"В любом случае, для меня ясно, что, оставаясь для жителей села в 1935 г. современной новинкой, велосипеды уже начали проникать в обиход крестьян. И темпы распространения велосипедов на селе были велики. По сравнению с уровнем жизни крестьян доколхозной деревни это был выход на принципиально другой уровень жизни. Именно поэтому «Правда» смело рекламирует велосипеды для крестьян, не опасаясь вызвать раздражения демонстрацией недосягаемой новинки."
Это вы написали ?
А теперь посчитаем по вашей же статистике:
Согласно переписи 1939, численность населения страны составила 170,6 млн человек, в том числе городского — 56,1 млн человек (33 %).
Сельского населения - 114,5 миллионов
По таблице за три года произвели 815 тысяч велосипедов.
На 140 человек - 1 велосипед.

А вот пишет сипатизирующий СССР американец Скотт в книге "За Уралом. Американский рабочий в русском городе стали":
"В России ожидание в очереди за хлебом или другими продуктами могло длиться несколько минут, в очереди за хорошим шерстяным. костюмом можно было стоять часами, а за велосипедом — днями...

А вот документ о "свободной продаже" велосипедов в 1935 году

В результате ваш тезис выглядит совершенно издевательски.

"Именно поэтому «Правда» смело рекламирует велосипеды для крестьян, не опасаясь вызвать раздражения демонстрацией недосягаемой новинки."

Нашел "яисторик" модный проспект - значит фабрики выпускали эту одежду.
А доказательства где, кроме проспекта ?
Сколько этих моделей одежды граждане купили ?
В ответ "яисторик" постит фото тех времен, смотрите, мол, люди то одеты.
А я еще раз спрошу: Где доказательства, что граждане купили модную одежду из вашего каталога?
Поэтому не надо клеить ярлыки сталиниста или антисоветчика.
Надо просто соблюдать профессиональную этику, а не выдавать желаемое за действительное.
11-авг-2011 05:54 pm
Перевести обсуждение с темы на личность оппонента - любимая забава рукопожатной интеллигенции.

Уважаемый, а если я признаюсь, что послал кого-то нахрен или набил морду, то данная диссертация сразу станет докторской?
12-авг-2011 05:57 am
скучно же измерять изменение традиционного уклада по количеству столов или стульев
имхо, все это определяет потенциальный уровень изучения первоисточников устаревшими марксистскими методами таких товарищей как ihistorian
забудьте вы уже о них и изучайте социальную антропологию, не занимаясь при этом дешевой пропагандой
а диссертант был, естественно, прав
This page was loaded ноя 19 2019, 3:39 pm GMT.