ihistorian (ihistorian) wrote in ru_history,
ihistorian
ihistorian
ru_history

Category:

Из одной диссертации: соответствие вывода изложенным фактам.

 

Называть диссертацию не хочу, мир тесен, да и картина отнюдь не исключительна по той теме, по которой я работаю.


 Глава «Историческая повседневность женщины-колхозницы (костюм, пища, досуг, забота о жилище)".


Посмотрим, как фактический материал соотносится с выводами диссертанта.

На протяжении 20 страниц автор честно описывает новые явления в повседневной жизни колхозниц Кубани в 1930-е гг. :

«В колхозной деревне, по сравнению с периодом нэпа(не говоря уже о досоветских временах) резко увеличилось число бытовых и детских дошкольных заведений».

«Во второй половине 1930-х гг. численность учреждений культуры и образования в колхозной деревне заметно возросла. Только в Краснодарском крае в это время насчитывалось 1 739 колхозных клубов и 1 112 библиотек, 598 изб-читален, свыше 150 сельских больниц и т. д. (Дворец культуры// Большевик. 1940, 19 июля.)

Диссертант пишет, что «за такими предметами [в другом месте он их перечисляет: шкафы, стулья, металлические кровати с сетками, посуда,белье] в деревне, точно так же, как и в городах, выстраивались очереди».

«... немало сельских девушек стремились носить городские наряды, причем в этом случае мотивом являлось не только желание не отстать от моды, но и подчеркнуть свою приверженность советской власти...». И еще: «... в данном случае сельские девушки практически не отличались от горожанок-комсомолок».

"Теперь на их стол попадали даже обычные для города, но не типичные для села, кондитерские изделия: торты, пирожные и пр....Так, согласно данным бюджетов кубанских колхозников, в январе 1940 г. каждым из них потреблялось 0,2 кг кондитерских изделий (РГАЭ,ф.1562,оп.323,д.405,лю26)»


Диссертант, правда, вообще проигнорировал такие новые виды досуга для крестьян, которые активно внедрялись во второй половине 1930-х гг., как кино, колхозные театры и драмкружки, не стал выяснять масштабы распространения занятий спортом, использования санаториев и домов отдыха, таких новых предметов досуга и быта, как патефоны и велосипеды. Видимо, три года — слишком малый срок, чтобы он успел про это выяснить.


Далее следует такой вывод по данной главе:

«Итак, на протяжении 1930-х гг. повседневная жизнь женщин-колхозниц Юга России претерпела ряд изменений, что являлось прямым следствием целенаправленной политики большевиков и, в частности, «колхозного строительства», нацеленного помимо прочего, на трансформацию традиционного сельского уклада по образцу «социалистического города» [В последней фразе автор просто бредит — ihistorian]. Определенные изменения произошли в костюме сельских женщин. В первую очередь это касалось девушек, которые, либо стараясь следовать за модой, либо демонстрируя свою приверженность советской власти и вовлеченность в состав ВЛКСМ или ВКП(б)[насколько статистически значимо было количество девшек-колхозниц — членов ВКП(б)? - ihistorian], одевались примерно так же, как горожанки их возраста. За счет «городских» продуктов (те же кондитерские изделия) стало несколько разнообразным меню колхозных семей. Появилась возможность проводить досуг в клубах, Домах культуры, избах-читальнях. Вместе с тем эти и другие новации в повседневной жизни женщин-колхозниц Юга России в 1930-х гг. носили частный характер [диссертант явно хотел употребить слово «ограниченный» - ihistorian]. В целом уклад сельской женщины на протяжении рассматриваемого десятилетия оставался преимущественно традиционным».


Вот так.

Вместо того, чтобы брать малышей в поле, женщины отправляют их в колхозные ясли, пусть и сезонные в основном. Но это не изменило традиционный «уклад сельской женщины».

1739 колхозных клубов в одном только Краснодарском крае пришли на смену деревенской завалинке.Но это не изменило традиционный «уклад сельской женщины».

Колхозники выстроились в очередь за городскими кроватями и стульями. Но это не изменило традиционный «уклад сельской женщины».

Немало сельских девушек стали следить за городской модой, коротко стричься и одеваться по-городскому. Но это не изменило традиционный «уклад сельской женщины».

Колхозники кушают по два пирожных в месяц на каждую душу. Но это не изменило традиционный «уклад сельской женщины».


А теперь уже любой историк может смело ссылаться на данный вывод научного исследования и смело продолжать строить фантомы антисоветской версии истории сталинского СССР.


Но мне интересно, а как тогда выглядит ломка традиционного быта?
Tags: 1930-e, СССР
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Наподобие шестиконечной звезды

    Прибавление к посту Разные фигуры и эмблемы. Великое дело. // Петербургская Газета. Спб., 1895. №242, 04 (16).09, с. 1. 1-го сентября…

  • Оставим все деньги в русском государстве

    Прибавление к посту Чтобы не было надобности в поисках заграничных курортов. Поездка за-границу. // За Россию! М., 1915. №15, 01 (14).02, с. 2.…

  • Все тайные приборы

    Вести и слухи. Почему мы проиграли войну? // Петербургская Газета. СПб., 1906. №315, 17 (30).11, с. 4. До каких иногда курьезов договариваются…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments

Recent Posts from This Community

  • Наподобие шестиконечной звезды

    Прибавление к посту Разные фигуры и эмблемы. Великое дело. // Петербургская Газета. Спб., 1895. №242, 04 (16).09, с. 1. 1-го сентября…

  • Оставим все деньги в русском государстве

    Прибавление к посту Чтобы не было надобности в поисках заграничных курортов. Поездка за-границу. // За Россию! М., 1915. №15, 01 (14).02, с. 2.…

  • Все тайные приборы

    Вести и слухи. Почему мы проиграли войну? // Петербургская Газета. СПб., 1906. №315, 17 (30).11, с. 4. До каких иногда курьезов договариваются…