?

Log in

No account? Create an account
Вопросы истории
О "генеральском чине" Пушкина 
10-фев-2013 04:45 am [19 век, Россия]
road
Время от времени всплывает басня, будто А.С. Пушкин имел "генеральский чин". Мол, в документах военно-судного дела по поводу дуэли он назван камергером, а это якобы чин IV-го класса (соответствует генерал-майору)...

Как было на самом деле.
Из послужного списка титулярного советника в звании камер-юнкера Александра Пушкина, 1937 г.:
"...Обучался в Императорском Царскосельском Лицее. Выпущен из оного и по высочайшему указу определен в ведомство иностранных дел с чином коллежского секретаря 1817 г. июня 13-го.
По высочайшему указу уволен вовсе от службы 1824 г. июля 8-го.
...
По высочайшему указу определен по-прежнему в ведомство государственной коллегии иностранных дел тем же чином, 1831 г. ноября 14-го.
Пожалован в титулярные советники 1831 г. декабря 6-го.
Пожалован в звание камер-юнкера 1833 г. декабря 31-го.
"

Коллежский секретарь - это X класс в Табели о рангах, титулярный советник - IX класс (соответствует армейскому капитану). Выше чинов у Пушкина не было.


Откуда же взялся камергер?
Прежде всего надо обратить внимание, что "титулярный советник" - это чин, а "камер-юнкер" и "камергер" - звания. Изначально это тоже были чины, но в начале XIX века они были преобразованы в почётные придворные звания и давались лишь лицам, которые уже имели определённый военный или гражданский чин. Таким образом, пожалование в звание камер-юнкера или камергера не означало изменения чина. Став камер-юнкером, Пушкин продолжал оставаться титулярным советником.

Теперь перейдём к материалам военно-судного дела, проводимого по поводу дуэли. В этих документах А.С. Пушкин, действительно, поначалу назван камергером. Эта ошибка произошла, возможно, из-за того, что никто и не думал, что придворное звание Пушкина столь низкое. Общеизвестно, что звание камер-юнкера раздражало Александра Сергеевича. "Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам)" - писал он в январе 1834 года.
Могли повлиять также неточности перевода: дело велось на русском языке, а некоторые участники разговаривали на французском. Удивительно, но ошибка была обнаружена лишь 16 марта 1837 г., уже после вынесения приговора по делу:

"В Придворную контору.
Аудиториатский Департамент покорнейше просит оную Контору уведомить с сим же посланным: какое имел звание умерший от полученной на дуэли раны Пушкин, камер-юнкера или камергера Двора Его Императорского Величества
".
Ответ:
"Придворная Контора честь имеет уведомить, что умерший 29-го прошедшего Генваря титулярный советник Александр Пушкин состоял при Высочайшем Дворе в звании камер-юнкера".

Собственно, это и всё. Не камергер, а всего лишь камер-юнкер.
Можно ещё рассмотреть вопрос о том, мог ли титулярный советник быть камергером. С 1836 г. звание камер-юнкера жаловалось лицам, имевшим чин IV—IX классов, к званию же камергера представлялись дворяне, состоящие на государственной службе и имевшие чин III—V классов (то есть не ниже статского советника).
Пушкин имел чин титулярного советника (IX класс) - и, стало быть, камергером быть никак не мог.

________
А. Крюковских. Словарь исторических терминов, 1998.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.
Анатолий Наумов. Посмертно подсудимый. - Рипол Классик, 2011.
Последний год жизни Пушкина. Переписка, воспоминания, дневники. - М.: Правда, 1989.
Comments 
10-фев-2013 08:45 am
В общем, вопрос ясен.
Тем не менее, находятся "знатоки", с умным видом рассуждающие о "генерале Пушкине". Например, здесь: http://papa-gen.livejournal.com/425058.html

И какие перлы выдаёт этот papa_gen!
"...этот факт сознательно игнорировался в советском "пушкиноведении""
...
"Пушкин-камер-юнкер - это одно, ни то ни се, а Пушкин-камергер - генерал, важная птица, часть системы. ... Им нужен Пушкин-неудачник, чтобы оправдывать свою никчемность."
...
"Просто люди, свив уютное гнездышко и измыслив своего Пушкина, карманного такого, стали плодить никому не нужные идеи."
и т.д.

Вот уж действительно, "вокруг этого роем роятся всякие пасмурные личности, усматривающие в этом чуть ли не международный заговор." :)))


Да, забавна аргументация этого персонажа: мол, я сам юрист, и знаю, как велись дела. Ошибки быть не могло.
"В данном случае я рассуждаю именно как юрист. При том следователь."

Хорош юрист, нечего сказать :/
В комментариях долго рассуждает об "особенностях судебного процесса времен Николая Павловича" и даже мечтает о диссертации на тему о "генерале Пушкине"... А вот заглянуть в словарь и почитать, чем отличалось придворное звание от чина, - ума не хватило.
Ох, не хотел бы я попасть к такому следователю...
10-фев-2013 11:00 am
дескать, не генерал - значит неудачник, нищеброд...
ну да, узнаваемо
11-фев-2013 11:25 am
>Да, забавна аргументация этого персонажа: мол, я сам юрист, и знаю, как велись дела. Ошибки быть не могло.

Ой такие "знатоки" о делопроизводстве СССР в 30-х годов 20 века часто пишут кхм странные вещи. Что уж говорить о делопроизводстве 30 годов века 19.
13-фев-2013 10:44 am
Здорово. Где будет защищать "О генерале Пушкине" и по какой специальности. Послушать бы при случае.
10-фев-2013 11:44 am
вот именно такие посты делают честь коммнюнити: чётко, внятно, без рассусоливаний и пропагандонства.
спасибо.
10-фев-2013 12:51 pm
Спасибо за отзыв!
10-фев-2013 06:14 pm
Спасибо.
4-июн-2019 06:27 pm
Конечно. Кому надо разглашать гос. тайну. Есть информация, которую запрещено разглашать совсем. От слова совсем. Пушкин великий поэт. И этого народу достаточно. Зачем ему знать вторую службу и тайную жизнь государева чиновника. Камергера. Лингвиста, криптографа, шифровальщика. Секретной экспедицией (шифры и литография) заведовал ближайший друг А.С.Пушкина - П.Л.Шиллинг фон Канштадт. Немногие при его жизни знали, что он был руководителем шифровальной службы России. Царским указом было запрещено публично упоминать о подобных лицах. Если не лень, то обратите внимание на зарплату камер-юнкера Пушкина. Она равна зарплате тайного статского советника или губернатора крупного города. Да. Есть нюанс. Великому романтику не удалось выехать за рубеж ни разу, кроме Молдавии и Грузии. Очень интересно почему😊. Ответ о его звании из Придворной конторы вас успокоил господа? Ну а как же иначе. Это и нормально. Зачем же все белье наружу? Для истории и для народа Пушкин гениальный поэт. Так и будет!
14-июн-2019 03:43 pm
Спасибо, поржал ))) Где такую траву берёте, Иван? )

Кстати, насчёт выезда за рубеж, см. комментарий sanitareugen здесь:
https://useless-faq.livejournal.com/7357522.html?thread=158222930#t158222930


Edited at 2019-06-14 15:51 (UTC)
This page was loaded ноя 19 2019, 4:01 pm GMT.