album_clippings (album_clippings) wrote in ru_history,
album_clippings
album_clippings
ru_history

Categories:

Комсомольцы против «трясунов – пятидесятников».

Это был первый фильм для Инны Чуриковой и Инны Гулая

Второй фильм для Никиты Михалкова.

И третий фильм для Владимира Ивашова



В 1961 году Хрущев, выступая по телевидению, заверил: "Обещаю, что вскоре мы покажем последнего попа по телевизору!"

Еще в сентябре 1955 г. Хрущев сказал французской правительственной делегации: "Мы продолжаем быть атеистами. И мы будем стараться освободить от религиозного дурмана большее количество народа...". А в беседе с медиа-магнатом В. Херстом в ходе своего визита в США в сентябре 1959-го Хрущев отметил, что "народное просвещение, распространение научных знаний и изучение законов природы не оставят места для веры в Бога".



Чтобы сдержать свое обещание, он делает все возможное: с 1959 года начинается массовое закрытие церковных приходов и монастырей. Годом раньше с Хрущевым встречался


Патриарх Алексий I. Разговор получился в лучших советских традициях: Патриарх просил отменить налог на свечное производство, и Хрущев обещал рассмотреть этот вопрос, Патриарх говорил об участившихся антицерковных выпадах, и Хрущев обещал подумать и об этом, и об открытии 13-15 церквей, и обо всем, на что жаловался Патриарх.

Но когда в феврале 59-го Алексий I общался с председателем Совета по делам Русской православной церкви Георгием Карповым, тот сообщил ему, что постановления о налогах отменяться не будут, а открывать новые церкви Хрущев не обещал.


Напротив, в 1961 была повторно закрыта Киево-Печерская лавра.

10 декабря 1959 года того же года патриарх и другие лица были приняты Карповым,


Г. Г. Карпов, председатель Совета
по делам Русской Православной Церкви
при Совете Министров СССР с 1943 по 1960 гг.


который, выслушав обеспокоенности Патриархии, заявил, в частности, что «научно-атеистическая пропаганда велась и будет вестись, причём она будет вестись ещё в более широком масштабе — таков закон развития нашего общества»; подводя же итог беседы, Карпов заявил: «Мы ещё раз говорим, что с нашей точки зрения в этих вопросах нет вопроса для постановки в правительстве.»
То была последняя встреча Карпова с Патриархом.

И научно-атеистическая пропаганда началась


«Пусть торжествует жизнь» 1961г док. фильм (суд над сектантами)

«Широкий фронт против религии» пошел в наступление, хотя впрямую нападать на православных все-таки не решились и основной удар в средствах массовой информации направили против «сектантов», главным образом, евангельских христиан-баптистов, протестантов.

И на экраны страны вышел фильм «Тучи над Борском» (1961).

Снять эту картину было поручено молодому режиссеру Василию Ордынскому


Василий Ордынский в фильме "Щит и меч" (1968)
Зритель был знаком с ним по фильму


Человек родился 1956 г.

Василий Ордынский Воевал на Воронежском и 1-ом Белорусском фронтах. Был тяжело ранен. Награждён орденом Отечественной войны I-й степени. Войну закончил в Германии. В 1948 году был демобилизован. В 1954 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Василий Сергеевич честно взялся за порученное дело

ТРОЯНОВСКИЙ В. Одна // Искусство кино, № 9, 1995, С. 77—79. О фильме «Тучи над Борском»
"...В годы оттепели был популярен сюжет, в разных вариантах передаваемый и газетами, и беллетристикой, и изустно, — о том, как церковники и сектанты заманивают в свои сети людей, одиноких, заброшенных, попавших в несчастье. Утешают, помогают, а потом, когда человек придет в себя, — он уже опутан с головы до ног. Секрет воздействия этой мифологемы — в ее скрытом родстве с сюжетом о шпионской или воровской вербовке, который в начале 60-х уже нестерпимо надоел, особенно в кино и приобрел пародийную окраску. А вот перебравшись на религиозную почву, он неожиданно получил второе дыхание благодаря усилиями одаренных авторов, не подозревавших об источнике заимствования.
…Поначалу сюжет фильма только своим краем захватывает антирелигиозную тему. Он скорее «школьный», о первой чистой любви, которую губит ханжество и лицемерие взрослых."

В одну из школ Борска приехала молодая учительница физики Кира Сергеевна.


Антонова Наталья Андреевна в роли Киры Сергеевны

Артемий Николаевич (Евгений Тетерин), у которого она поселилась,



был человеком тихим, непьющим во время войны потерял маленького сына. В школе Кира Сергеевна быстро нашла общий язык с десятиклассниками, а с Олей Рыжковой


(Инна Гулая) они просто подружились. Девушка поверяла учительнице свои тайны, рассказывала о своей дружбе с Митей (Роман Хомятов)... Как-то к Бочарникову пришли три старухи "Жив твой сын, - заявили, - в Гурьеве он, на седьмой версте. Меланьюшке, провидице нашей, видение было". Непрошенных гостей Бочарников выгнал, но покой потерял. А когда из Гурьева вернулся он с сыном Генкой,


(Владимир Ивашов)
то уверовал в силу "пятидесятников", стал сектантом.
Однажды ночью Оля и Митя гуляли по берегу реки. Их встретил директор школы и утром, на уроке, грубо и бестактно оскорбил девушку. Кира Сергеевна из ложно понятой педагогической этики поддержала директора, одноклассники не нашли в себе смелости встать на защиту. Сочувствовал один только Митя Саенко, в его семье тоже оказались отзывчивые люди. Вот только все они состоят в секте, даже Митя. Собрания "пятидесятников" стала посещать и Оля. Хозяин дома, где жила Кира Сергеевна, оказался главой секты... Не скоро отец заметил, как изменилась Оля, и только когда девушка отреклась от комсомола, он многое понял и ужаснулся... Забила тревогу и Кира Сергеевна, бросилась к директору, подняла общественность. В Доме культуры был организован диспут "Кто такие сектанты?", пригласили и членов секты. Но в те минуты, когда Кира Сергеевна разоблачала сектантов, в зал вбежал запыхавшийся Генка с криком: "В амбаре сектанты убивают Олю Рыжкову!" В последний момент Олю удалось спасти от распятия на кресте, на которое её обрекли мракобесы.

Весь фильм был построен на замечательной игре молодых актеров


Этот фильм был первым для Инны Чуриковой (у нее роль второго плана). Но уже в этой, своей первой роли в кинематографе, она продемонстрировала все те качества, которые принесут ей заслуженную славу в дальнейшем.


Вторым фильмом для Никиты Михалкова.

Хотя локомотивом, который должен был вытянуть весь фильм, должен был стать Владимир Ивашов, который в одночасье стал популярным после фильма "Баллада о солдате" (1959 год) но даже суровые критики в первую очередь отмечали игру Инны Гулая.
Вот еще одна цитата из журнала Искусство кино, № 9, 1995, С. 77—79.
«…Гулая нашла свою Олю именно здесь — на самом краю пропасти и за ее пределами. Случившееся с ней перед камерой относится к области чуда. Степень слияния с образом такова, что следует говорить не столько об игре, сколько о рискованном погружении в состояние глубочайшего человеческого кризиса. Роль оборачивается экспериментом, а когда камера смотрит на Олю, игровой фильм «Тучи на Борском» становится документальным».

«Тучи над Борском» мгновенно принесли начинающей актрисе известность Инна рассказывала: «Когда вышел на экраны кинофильм «Тучи над Борском», я работала на заводе — зарабатывала стаж, чтобы поступить в театральный. И вот весь цех по очереди — а это несколько сот человек — выпытывал у меня: не я ли сыграла там главную роль? Потом точно в таком же порядке все стали ходить и выражать свои сомнения: не может быть у «нормального» человека такой фамилии — Гулая. Наверняка, это звучный экранный псевдоним! Приходилось даже несколько раз паспорт показывать, но все равно каждый день начинался с приема новой партии «неверующих»…»
Но зритель в массе всетаки запомнил Инну по другой картине


"Когда деревья были большими" (1961)
«Рискованное погружение в состояние глубочайшего человеческого кризиса» не прошло бесследно. Судьба Инны сложилась трагически.  В 1974 году повесился её муж Геннадий Шпаликов, а через 16 лет, в 1990 году, покончила жизнь самоубийством и сама Гулая. Обстоятельства её смерти до сих пор доподлинно неизвестны. По одной из версий, актриса страдала от невостребованности в кино, по другой — причиной стала передозировка снотворного.

Еще одно открытие этого фильма эти песня:

Ивушка

Зорька золотая светит над рекой,
Ивушка родная, сердце успокой.
Ивушка зелёная, над рекой склонённая,
Ты скажи, скажи не тая, где любовь моя.

Были с милым встречи у твоих ветвей,
Пел нам каждый вечер песни соловей,
Ивушка зелёная, над рекой склонённая,
Ты скажи, скажи не тая, где любовь моя.

Но ушёл любимый, не вернётся вновь,
С песней соловьиной кончилась любовь.
Ивушка зелёная, над рекой склонённая,
Ты скажи, скажи не тая, где любовь моя.

Автор слов Алферов В. Музыка Пономаренко Г.

После выхода на экран фильма эта песня вошла в репертуар солистки Москонцерта Людмилы Зыкиной


Вот такая история о фильме на который комсомольцев водили целыми классами, и который, при всем при том, открыл для зрителя целую плеяду замечательных актеров.

ИСТОЧНИКИ:
http://old.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=9310
http://www.kino-teatr.ru
http://ru.wikipedia.org
http://22-91.ru/statya/poslednijj-pop-nikita-khrushhev-i-cerkov/28.12.2010
http://www.sedmitza.ru/text/443652.html
http://kinozal.tv/details.php?id=250311
http://1001material.ru/3332.html
http://russiancinema.ru/names/name9310/#
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments