Cпички детям не игрушки (burckina_faso) wrote in ru_history,
Cпички детям не игрушки
burckina_faso
ru_history

Categories:

Особенности дореволюционной статистики России

По результатам предыдущих топиков, касающихся дореволюционной статистики можно сказать следующее:
У некоторой части оппонентов есть мнение, что дореволюционная статистика точна и полна. Это не верно. Дореволюционная статистика не точна и не полна в силу несовершенства ее устройства в принципе. Это случилось по причине того, что на низовом уровне ею занимались не специальные службы типа современного ЗАГСа, а служители религиозного культа или проще говоря попы.

Вот что, например, об этом пишет в своих "Записках сельского священника" Розанов:
Всевозможные статистические комитеты за сведениями всех возможных родов непременно обращаются к священнику. Так, губернский статистический комитет каждогодно требует сведений о числе родившихся вообще, о родившихся по временам года, о числе незаконнорожденных, двойней, тройней, уродов; о брачующихся холостых с девицами, холостых со вдовами и пр.; умерших по возрастам и временам года.
Другие комитеты требуют сведений этнографических, топографических и метеорологических, — о направлении господствующих ветров, средней температуры зимы и лета, времени вскрытия рек, количества выпадающей влаги и пр.; священник должен, стало быть, иметь и барометры, и термометры, и дождемеры и пр.; наблюдать, вести журналы и сообщать сведения.
<...>
А „Вольное Экономическое общество“ что делает! Я боюсь даже утомить читателя только перечнем одних тех сведений, какие оно требует, — такая их масса. От священника оно требует:
Количество ревизских душ — мирских или окладных, наличных по последнему семейному списку; число рабочих 50–60 лет; в каком году кто отделился; сколько имеет усадебной земли, сколько имеет земли казённой или надельной, наследственной или четверной, купленной самим хозяином, артелью, общиной; сколько земли нанимает пахатной, луговой, огородной; сколько за какую платит; сколько удобряет земли и по скольку вывозит навозу на полевую землю; сколько продаёт земли, т. е. отдаёт в наймы; сеет ли лён, коноплю, табак и пр., сколько засевает этими растениями и по скольку пудов на десятину высевает; сколько четвертей и какого хлеба продал и на какую сумму; сколько скота: рабочих лошадей и волов, сколько молодых и гулевых, рогатого скота, лошадей и коров, сколько овец и свиней, сколько держит скота на чужой земле и по какой цене платит за каждую штуку; сколько пало скота от чумы; украдено лошадей в 5 лет; сколько грамотных и учащихся; каким промыслом занимаются — отхожим или кустарным, сколько средним числом зарабатывается в год; сколько человек было из семьи в заработках — в своей деревне, на стороне, сколько времени пробыли в заработках; сколько членов семьи кабалилось и на какие сроки; сколько членов семьи нищенствовало; сколько платится на душу повинностей: выкупного платежа или оброчного за землю сбора, подушного или государственного земского сбора, земских сборов, волостных сборов, сельских сборов за пастьбу скота, сторожам на школу, пожарные инструменты и под., всего сколько со двора; сколько недоимок; до какого времени хватило своего хлеба на продовольствие в прошлом году и проч., и проч., и проч.
Не правда ли, что масса сведений страшная! Прошу, при этом, иметь в виду, что эти сведения требуются по каждому дому отдельно. А у меня, например, в приходе до 600 домов. Где собрать все эти сведения? Нужно раз по пяти сходить: в волостное правление, к волостным и сельским писарям, старостам, сборщикам податей, объехать все деревни и обойти все дома. А тут: то того не застанешь дома, то другого, то третьего; в иной деревне и доме побываешь 4–5 раз и даже более. Сколько тут нужно употребить труда, сколько написать листов цифр и сколько потратить, может быть, самого дорогого времени! Как ни мечись, а в один месяц этой работы не сделаешь.

Как видно из текста, кроме своего основного занятия они занимались не только статистикой (учетом рождений и смертей, урожайностью, удоями и пр.), но и метеонаблюдениями, археологией, краеведением, этнографией, топографией и пр. В свете этого вряд-ли можно рассчитывать на скрупулезности и достоверности предоставляемых таким образом каких-либо сведений того периода. Даже в случае идеального исполнения священником своих многочисленных обязанностей неизбежны ошибки и накладки, а идеальное исполнение было редкостью. Большинство священников страдало обычными человеческими пороками и недостатками - ленилось, пьянствовало, болело, страдало от бедности и нищеты. Об этом много пишется в этих записках. Почитайте для ознакомления.

Как это отражалось на демографической статистике?
«Въ изданияхъ Центральнаго Статистическаго Комитета умершие распределяются по вероисповеданиямъ, губерниямъ, городамъ, полу и однолетнимъ возрастнымъ группамъ до возраста 80 летъ; съ 80 леть до 100 летъ умершие группируются по 5-летнимъ группамъ, умершие же въ возрасте 100 летъ и выше соединяются въ одну группу. Такое возрастное подразделение принято съ 1884 года; до этого года умершие въ возрасте выше 80 летъ распределялись по 5-летнимъ группамъ до возраста 125 летъ. Опубликованныя Центральнымъ Статиcтическимъ Комитетомъ сведения заканчиваются 1908 годом, отчетныя данныя о которомъ изданы въ 1915 году.
Данных относительно Царства Польскаго но подробной программе вовсе не собираются и не опубликовываются; Варшавский Статистически Комитетъ периодически печатаетъ лишь обшия данныя о числе родившихея и умершихъ въ отдельныхъ польскихъ губернияхъ, безъ распределена умершихъ по возрасту. Кроме того Управлеше Главнаго Врачебнаго Инспектора М-ва Внутреннихъ Делъ ежегодно опубликовываетъ въ издаваемых съ 1876 года «Отчетахъ о состоянии народнаго здравия въ России» общие цифры родившихся и умершихъ, безъ распределения последнихъ по возрасту, во всехъ губернияхъ и областяхъ России, включая Царство Польское, Кавказъ, Сибирь и Среднюю Азш. Въ 1915 году вышел отчетъ Управления, содержаний данныя за 1913 годъ.
Такимъ образомъ, общие данныя о числе умершихъ всехъ вероисповеданий во всей Империи, но безъ распределения умершихъ по возрасту, имеются только въ изданияхъ Управления Главнаго Врачебнаго Инспектора. Данныя объ умершихъ во всей Империи, распределенныхъ по 5-летнимъ возрастнымъ группамъ, но только для православнаго населения имеются въ Отчетахъ Оберъ-Прокурора Св. Синода; наконецъ, данныя объ умершихъ всехъ вероисповеданий съ разделениемъ по однолетнимъ возрастнымъ группамъ, но только для 50 губерний Европейской России, имеются въ изданияхъ Центральнаго Статистическаго Комитета.
Обращаясь къ краткой оценке имеющихся материаловъ объ умершихъ, целесообразно разсмотреть эти данныя, во первыхъ, съ точки зрения полноты первоначальныхъ источниковъ, т. е. метрикъ, и, во вторыхъ, съ точки зрения существующей системы собирания и сводки этихъ материаловъ.

Общий недостатокъ метрическихъ книгъ въ России тотъ, что она, какъ и везде, где ведутся духовенствомъ, представляютъ регистрами церковныхъ обрядовъ, совершаемыхъ надъ умершими, родившимися и вступающими въ бракъ, но не регистрация умершихъ, родившихся и браковъ. Если въ отношении браковъ задачи регистрами, при отсутствии въ России легализированнаго института гражданскихъ браковъ, въ обоихъ случаяхъ одинаковы, т. е. число браковъ соответствуешь числу совершенныхъ обрядовъ венчании, то этого нельзя сказать относительно родившихся и умершихъ; число родившихся въ среде православнаго, католического и лютеранскаго населения можетъ не соответствовать числу совершенныхъ обрядовъ крещения, т. к. напр., не получаютъ крещения мертворожденные, а также родившиеся и умершие вскоре после рождения некрещеными; таковые могутъ не попадать въ метрики о родившихся; у евреевъ не попадаютъ въ метрики родившиеся мальчики, умершие до производства обряда обрезания. Съ другой стороны, въ хрисианския метрики, наряду съ родившимися, заносятся и случаи крещения взрослыхъ евреевъ, магометанъ и язычниковъ, и при выборке данныхъ о родившихся легко сделать ошибку и посчитать этихъ лицъ за новорожденныхъ младенцевъ. Въ метрическия книги объ умершихъ у православныхъ могутъ не попадать младенцы, умершие до крещения, надъ которыми не полагается совершать погребения по обряду православной церкви, самоубийцы, какъ лишаюшиеся христанскаго погребения. Отдельныя консистории неоднократно объявляли къ сведению духовенства епарх, что умершихъ до крещешя младенцевъ следуетъ записывать въ метрическия книги и притомъ какъ въ книгу о родившихся, такъ и въ книгу объ умершихъ съ соответственными отметками, равнымъ образомъ неоднократно объявлялось, что следуеть заносить въ метрики и лишенныхъ христианскаго погребения самоубийцъ, съ обозначениемъ, что они похоронены безъ отпевания. Однако, на практике это, по-видимому, исполняется далеко не всеми причтами. Въ отношении записи въ православный метрические книги мертворожденныхъ до сего времени не имеется общихъ синодскихъ указаний. По военно-духовному ведомству прямо запрещается вносить мертворожденныхъ въ метрики; наоборотъ, отдельные церковные авторитеты настойчиво рекомендуютъ внесете въ метричесыя книги мертворожденныхъ и притомъ только въ книгу о родившихся. У лютеранъ, согласно закону (ст. 892 и 898 т. IX, изд. 1899 г.), мертворожденные должны заноситься въ списокъ погребаемыхъ, въ особой графе. На практике, однако, статистики мертворожденныхъ въ России почти не существуетъ. Въ отчете, напр. о движении населения въ Европейской России за 1904- г. мертворожденные показаны только въ 33 губернияхъ, но и эти данныя лишены какого-бы то ни было значения, т. к., при общемъ числе 3.252.064 родившихся въ этихъ 33 губернияхъ, число мертворожденныхъ показано всего 16.611, т. е. 0,5% — цифра совершенно неправдоподобная.
Въ отношении умершихъ и родившихся метрическия книги особенно неполны въ техъ губернияхъ или епархияхъ, где население очень разбросано, и приходы чрезвычайно растянуты, какъ, напр., въ Сибири, где нередко yмepшиe вынужденно хоронятся безъ участия духовенства, что особенно относшся къ детямъ, умирающимъ некрещеными, которыя, такимъ образомъ, не попадаютъ ни въ число родившихся, ни въ число умершихъ.


Резюмируя изложенное, специально въ отношении умершихъ, можно сказать, что имеющиеся въ метрическихъ книгахъ материалы наиболее полны въ отношение умершихъ христаанскихъ Bероисповеданий въ Европейской Росии; достаточно удовлетворительны и материалы относительно магометанъ Европейской России (татаръ и башкировъ). Значительно худшими являются материалы относительно христианскихъ вероисповеданий Азиатской России; весьма плохи данныя относительно евреевъ, раскольни-ковъ и сектантовъ, какъ въ Европейской, такъ и въ Азиатской России, и, наконецъ, совершенно неудовлетворительны материалы, касаюппеся маго-метанскаго и языческаго населения Азиатской России.»

Источник: С.А. Новосельский "Смертность и продолжительность жизни в России"
ПЕТРОГРАД. Типография Министерства Внутренних Дел. 1916 г.

Из этого текста очевидным образом следует, что дореволюционная статистика страдает неполнотой сведений и недоучетом, особенно в том, что касалось младенческой смертности, которая была и так высока, а следовательно в реальности была еще выше зафиксированной официальной.

На основании выше изложенного какие можно сделать выводы?
Вывод первый: наиболее полную статистику по дореволюционному периоду мы имеем только по европейской части России. Конкретно по 50 губерниям и когда нам называют какие-то цифры, то скорее всего говорят о них. Поэтому всегда нужно уточнять.
Вывод второй: статистика и демография европейской части была самая благополучная в России, но даже она не полна и не точна. Демография остальной части России - Средней Азии, Кавказа, народов Севера и Сибири была еще хуже, но каких-либо точных сведений об этом нет вследствии выше изложенных причин.
Tags: 1900-e, 1910-e, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments