?

Log in

No account? Create an account
Вопросы истории
Крейсер Кент и ящики следователя Соколова 
16-апр-2013 05:45 pm
noimage
   Продолжение поста Два мира — две Татьяны.
   Начать обзор мне бы хотелось с сюжета о британском крейсере Кент у О.А. Платонова [1, с. 401], ранее описанном Н.Г. Россом и С.В. Фоминым.



   В изложении Росса [2, с. 15]:

   Мы уже видели, что в начале февраля 1919 года все вещи, относящиеся к делу и найденные следствием, были привезены в Омск. Была тогда же составлена подробная опись всех предметов, принадлежавших Царской семье. После изъятия и передачи Соколову всего необходимого для его работы, адм. Колчак поручил ген. Дитерихсу переправку вещей в Англию, король которой был близким родственником Николая II. В Англии проживала и сестра Царя вел. княгиня Ксения Александровна. Собранные вещи — одежда, украшения, предметы домашнего хозяйства и обихода, книги, вырезанные Сергеевым части пола и стен, были упакованы в 50 ящиков (размером 1 м х 75 см х 75 см), уложены в специальный поезд и отправлены под охраной во Владивосток. Но, видимо, охрана была подкуплена: во Владивостоке обнаружилось, что в поезде осталось лишь 29 ящиков... 24
   Эти 29 ящиков были сданы 18 марта капитану английского крейсера "Кент", привезены в Англию и предоставлены Ксении Александровне. Но по вскрытии их обнаружилось, что большая часть содержания была изъята и заменена разным мусором. Через несколько месяцев к вел. княгине обратилась баронесса Буксгевден с вопросом о том, нашла ли она в ящике драгоценности, принадлежавшие Александре Федоровне, указав ей, что они были завернуты в сверток из старой одежды покойной графини Гендриковой. Драгоценности эти были действительно найдены, возможно, они сохранились потому, что были завернуты в одежде, показавшейся маловажной для дела.
   О пропаже вещей вел. княгиня информировала ген. Дитерихса, за границей знал о ней и Соколов. В 1930 году узнал об этих событиях и Вильтон. Но они хранили молчание.

   В изложении Фомина [3]:

   Одежда, украшения, предметы домашнего обихода, книги, иконы, вырезанные части пола и стен в 50 ящиках спецпоездом отправили во Владивосток. Дошло лишь 29 ящиков. 18.3.1920 г. их сдали капитану английского крейсера «Кент». В Англии их передали сестре Николая II вел. кн. Ксении Александровне. Когда ящики вскрыли, оказалось, что большая часть содержимого похищена (Тревин Дж. Учитель Царевича. Лондон, 1975, с. 131).

   Прежде всего, нужно обратить внимание на судьбу вещественных доказательств и материалов следственного дела. Как указывает в своей книге следователь Соколов, постановлением от 25 января 1919 г. член Екатеринбургского Окружного суда И.А. Сергеев передал генералу Дитерихсу «подлинное следственное производство и все вещественные доказательства», затем Дитерихс в первых числах февраля доставил все эти материалы в г. Омск [4, с. 3], [5, p. 10], и 07 февраля 1919 г. Соколов принял от Дитерихса «все акты следствия и следственные доказательства» [4, с. 4], [5, p. 12]. О передаче дела 07 февраля 1919 г. сообщает и Дитерихса, добавляя, что в «Деле об убийстве бывшего Императора Николая II и Членов Его Семьи» оказалось 266 листов [6, часть 1, с. 174], не приводит точных данных о количестве собранных к тому времени вещественных доказательств и не сообщает об отправке их во Владивосток.
   Что касается источника, из которого Росс почерпнул сведения об истории с 29 ящиками, то за отсутствием в моем распоряжении книги [2] выяснить его источник не представляется возможным. В позднейшей своей книге [7, p. 16, 275, 299] Росс уточняет, что 18 марта 1919 г. 29 ящиков были погружены на борт крейсера Кент, и указывает источник:

{p. 16}(...)
   La plupart des nombres objets découverts au cours de l'enquête dans la maison Ipatiev et aux Quatre-Frères (...) qui avaient été transportés à Omsk en février 1919, puis étudiés et décrits par Sokolov, furent emballés dans des caisses de bois, chargées dans un train spécial et expédiées à Vladivostok sous escorte. Mais à l'arrivée on constata que 21 des 50 caisses avaient disparu. 9 Le 18 mars 1919, les 29 caisses subsistantes furent embarquées à bord du croiseur britannique « Kent » à destination de l'Angleterre,(...)
{p. 275}(...)
9. Ces événements sont décrits par Sokolov et Dieterichs dans leur correspondance (Archives privées du général Dieterichs) et dans deux lettres du colonel A. Davidson, adressées à Robert Wilton : Davidson, Lettres...(...)
{p. 299}(...)
Davidson Colonel A., Lettres à Robert Wilton du 25 septembre et du 23 novembre 1930, Ms. Russian 35, I, Kilgour Collection, Houghton Library, Harvard University.

   Очевидно, что Росс допустил ошибку дважды. В [2], когда написал: «В 1930 году узнал об этих событиях и Вильтон» — Вильтон умер в 1925 г.; в [7], когда сослался на письма полковника Девидсона Вильтону от 25 сентября и 23 ноября 1930 г. — полковник Артур Девидсон умер в 1922 г. Что касается упомянутого архива, то Ms. Russ 35 — это американская копия следственного дела Соколова. Читатели, лучше меня разбирающиеся в архивной системе Гарварда, могут сами попробовать понять, есть ли в описи переписка Девидсона и Вильтона — лично я в их системе Oasis ее не наблюдаю.
   Идентифицировать упомянутого Россом полковника А. Девидсона как сэра полковника Артура Девидсона возможно, т.к. текст одного из писем цитируется в книге Уильяма Кларка [8, p. 155-156]; в этом письме приводится сюжет с драгоценностями баронессы Буксгевден. К несчастию, ссылки в книге Кларка недоступны; он также не указывает, когда именно вел. кн. Ксения Александровна получила ящики (он описывает события ноября 1919 г., и затем пишет, что менее чем год спустя, т.е. осенью 1920 г., ящики были получены).
   Теперь обратимся к Фомину, который ссылается на книгу Джона Тревина [9], написанную по материалам Чарльза Гиббса, учителя Цесаревича Алексея.
   Надо отметить, что Гиббс с конце января 1919 г. работал секретарем у Верховного комиссара (High Commissioner) в Сибири (сначала у Чарльза Элиота, затем у Майлса Лэмпсона) [10, с. 205-206, 225]. К несчастию, из книги Тревина мне удалось извлечь только фрагмент со с. 121, где упоминается крейсер Кент:

But there is a longer note on 28 February:
   Called on General Dieterichs in his train at the railway station, as he requested my through the High Commissioner today. While I was there the Commander of H.M.S. Kent came to ask about the things he was to receive from General Dieterichs. The General said that the things as yet were all in box and he had ordered cases to be made (20 cases, 1 metre long by ½ [?] high and wide), but they were not yet ready. The Commander said that the goods were to be transferred to the Bank of England for custody. General Dieterichs said that he had over 1000 articles that had belonged to the Imperial Family (...)

   По контексту можно предположить, что запись сделана во Владивостоке, 28 февраля 1919 г. (на этой же странице упомянут Элиот как Sir Charles), говорится о 20 ящиках, принятых на крейсер Кент от ген. Дитерихса для отправки в Великобританию, где их планировалось передать на хранение в Банк Англии.
   Почему Фомин пишет о 18 марта 1920 г., а Росс в одном случае не указывет дату, а во втором случае пишет о 18 марта 1919 г. — мне не ясно.
   Надо отметить, что Роберт Вильтон кое-что писал о крейсере Кент. В его статье [11] находим:

{p. 128} (...)
   It was a bitterly cold day in January, 1919, when the volunteer fleet steamer landed me in Vladivostok. (...)
{p. 129} (...)
   I was favoured with a place in the express to Omsk. We covered the 3,000 miles in a week. (...)
   I saw Kolchak. (...) Falling a victim to the prevailing epidemic of influenza, I hastened to return to Vladivostok, intending to seek warmth in Japan. The same express train conveyed me eastward. (...)
   On arrival at the coast I found beautiful mild weather (end of March). My friend General Diterichs was there. He had brought {p. 130} the relics of the imperial family for shipment to England. They were handed over to Commodore Edwards, of H.M.S. Kent.

   В его статье [12]:

{p. 795} (...)
After returning to Vladivostok in March, 1919, I retraversed the whole breadth of Siberia in leisurely fashion. General Diterichs offered me a place in his train. He had been superseded in his command for not having supported the coup d'état and had obtained Kolchak's permission to render assistance in connection with the investigation of the Romanov murder case. An immense quantity of relics had been found in shops and houses in Ekaterinburg and other places in the Urals. Most of these things had no interest for the investigator, and Admiral Kolchak had decided to have them sent to the relatives of the unfortunate Imperial family. General Diterichs had brought them and handed them over to Commodore Edwards of H.M.S. Kent stationed at the time at Vladivostok.

   И в его книге [13]:

{p. 14} (...)
   In March, 1919, returning from Omsk for a short visit to Vladivostok, I met General Diterichs, an old acquaintance, of the Russian Western Armies. (...)
{p. 156}
   MANY hundreds of relics were collected in and around Ekaterinburg by the law, and more particularly by the military, officers of the White Government. The larger number had no value as clues. They were personal belongings — jewellery, clothing, linen — that had been stolen before and after the murder. By Admiral Kolchak's orders, this property was taken to Vladivostok by General Diterichs in February, 1919, and sent to the Tsar's sister, the Grand Duchess Xenia, as next-of-kin.

   Итак, по утверждению Роберт Вильтон, прибывшего во Владивосток в январе 1919 г., ген. Дитерихс был направлен во Владивосток в феврале 1919 г., и в марте 1919 г. передал коммодору Эдвардсу, капитану крейсера Кент, предметы, ранее принадлежавшие Царской Семьи и не представлявшие интереса для следствия.
   Несколько слов о крейсере Кент. По cправочным данным [14] (см. также [15]), крейсер в январе 1919 г. направлен из Китая во Владивосток, продан на слом в Гонконге в марте 1920 г. Таким образом, его предполагаемый рейс в Великобританию мог скорее состояться в 1919 г., чем в 1920 г.
   Однако, тогда возникает вопрос: какое отношение имела вел. княгиня Ксения Александровна к этой истории? Она из Крыма прибыла в Великобританию вместе с вдовствующей императрицей Марией Федоровной, и в Лондоне они оказались 09 мая 1919 г. [16].
   Можно предположить, что изначально речь шла просто об отправке предметов в Великобританию на хранение, и лишь впоследствии появилась идея адресовать их великой княгине. История с драгоценностями баронессы Буксгевден вызывает сомнения из-за невнятного указания источников.
   Действительно ли состоялся рейс крейсера Кент — мне не ясно.

UPDATE
   На монархическом форуме Alexander Palace Time Machine обнаружен любопытный документ от 09 февраля 1919 г., который (по утверждению автора поста) хранится в британском архиве, FO 371/3977A. В документе упомянуто:

Some eight tons of personal belongings of the family are being sent down to Vladivistock. Some of these things are of great national as well as material value. On the body of the Grand Duchess Elizabeth for instance, was found the Holy Picture before which the Emperor prayed when about to abdicate. This is stdded with precius stones and is valued at several hundred thousand roubles. Admiral K. [Колчак?] said that if possible he would like them for greater security to be placed on board the Kent.

   Таким образом, если рейс и состоялся, то в 1919 г.

UPDATE2
   См. также [17]:

   23 февраля в Омск приехал из Владивостока помощник редактора газеты «Таймс» Роберт Вильтон, друг и большой знаток России, великолепно говорящий по русски.
   В минувшую войну с Германией г. Вильтон все время работал на русском фронте и был награжден орденом св. Георгия.
   Г-ну Вильтон оказан теплый прием как военными, так и гражданскими властями.
   Главной задачей приезда г. Вильтон в Россию является наиболее полная и правильная информация заграницы о происходящих в России событиях и о русских нуждах и желаниях. «Р.А.»


UPDATE3
Останки царской семьи. (Письмо в редакцию). // Руль. Берлин, 1931. №3094, 30 января, с. 4.

   По поводу напечатанного в номере от 20 декабря сообщения об «Останках Царской семьи», я, будучи «невольным» свидетелем и так сказать соучастником при перевозке останков и следственного архива, хочу отметить ошибку в датах.
   19 декабря 1919 г. мне было дано разрешение в г. Красноярске поместиться в вагоне литерного поезда «С» адмирала А. Колчака. В теплушке находились трое мужчин и несколько дам, один мальчик. Поезд отошел 21 декабря в направлении Иркутска. Познакомившись в дороге со спутниками, я узнал, что это «Следственная комиссия» по делу убийства Царской семьи. Председатель комиссии г. Соколов был очень удручен, мы его освободили от исполнения хозяйственных работ по вагону и я работал с судебным приставом и секретарем. Во время разговоров я узнал о следовавшем с нами грузе и так как он находился непосредственно под нарами, на которых я спал с женою, то видел его ежедневно.
   На станции «Зима», не доезжая до Иркутска,— это было около 10-го января 1920 г. — пришел к нам г. Соколов и заявил, что в Иркутске большевики и что потому дальше везти груз опасно, что он нашел надежного мужика, который согласился спрятать все на своей заимке в тайге.
   Действительно, приезжал мужик на дровнях и я лично вытаскивал (...) баула из вагона и грузил — кассету держал все время (...) Соколов, который и уехал с мужиком и больше в поезд не возвращался.
   Из Вашей газеты я узнал, что (...) перевезти в Европу, что меня обрадовало. — Но тут у меня (...) другая мысль; в баулах (...) акты следственной комиссии; так как они довольно тяжелые, их бросали довольно грубо и (...) несомненно, что в них попадала (...) снега, да и при переходе из (...) тепло образовывалось на коже (...) кроме того акты могут быть (...) измяты и потерты от езды по ж.дороге (...). Полагаю, что г. Гирс (...) опрометчивое дело, если бы (...) комиссию для внешнего осмотра (...) баулов; что касается кассеты с вещественными доказательствами, то она должна была сохраниться без (...) порчи содержимого.
   Указание, что «Останки» находились в Пекине у еп. Иннокентия неверно; в Пекин они не попали, я там (...) еп. Иннокентия и потому могу это утверждать. В Пекине покоятся три (...) князя «Константиновичи» — в (...) Православном кладбище (...) ограде). Останки же вел. кн. Елизаветы Феодоровны и ея фрейлины отправлены были пароходом для погребения в Иерусалим.
   Вот мои личные сведения с (...)
   Иван Сергеевич Четвериков



1. Платонов О.А. Терновый венец России: История цареубийства. М., 2001.
2. Росс Н.Г. Гибель Царской семьи: Материалы следствия по делу об убийстве Царской семьи (Август 1918 - февраль 1920). Франкфурт-на-Майне: Посев, 1987.
3. Фомин С.В. Комментарии. // Наш современник. М., 1991. №7, с. 163. В этом номере журнала были помещены статья Фомина Вокруг Екатеринбургской Голгофы (с. 151-152), фрагмент из книги генерала М.К. Дитерихса Убийство царской семьи (с. 153-162) и комментарии к этой книге, составленные Фоминым (с. 162-164).
4. Соколов Н.А. Убийство Царской семьи. Берлин: Слово, 1925.
5. Nicolas Sokoloff. Enquête judiciaire sur l'assassinat de la famille impériale russe. Paris : Payot, 1924.
6. Дитерихс М.К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. Владивосток, 1922.
7. Nicolas Ross. La mort du dernier tsar: la fin d'un mystère? Lausanne : L'Age d'homme, 2001.
8. William Clarke. The Lost Fortune of the Tsars. New York : St. Martin's Press, 1995.
9. Tutor to the Tsarevich: an intimate portrait of the last days of the Russian imperial family. Compiled from the papers of Charles Sydney Gibbes now in the possession of George Gibbes by J.C. Trewin. London : Macmillan, 1975. Американское издание: The House of Special Purpose: An Intimate Portrait of the Last Days of the Russian Imperial Family : Compiled from the Papers of Their English Tutor, Charles Sydney Gibbes by J.C. Trewin. New York : Stein and Day, 1975.
10. Бенаг К. Англичанин при Царском дворе. Духовное паломничество Чарльза Сиднея Гиббса. Спб., 2006.
11. Robert Wilton. The Outlook in Siberia. // Journal of The Central Asian Society. London, 1921. Vol. VIII. Part III. p. 127-143
12. Robert Wilton. The Rush for Siberia: Causes of the Present Crisis in the Pacific. // The Fortnightly Review. London, 1921. Vol. CX (New series) (Vol. CXVI Old series). July to December 1921. p. 782-805.
13. Robert Wilton. The Last Days of the Romanovs. From 15th March, 1917. London, Tornton Butterworth Limited, 1920.
14. Conway's All the World's Fighting Ships- 1906-1921. London, 1985. p. 12.
15. H.M.S. Kent's Career. // The Straits Times. 27.03.1920. p. 2.
16. The Dowager Empress of Russia. // The Times. 09.05.1919. p. 12.
17. К приезду Р.А. Вильтон. // Сибирская жизнь. Томск, 1919. №43, 5 марта, с. 3.
This page was loaded окт 20 2019, 9:33 pm GMT.