Az Nevtelen (Az Nevtelen) wrote in ru_history,
Az Nevtelen
Az Nevtelen
ru_history

Category:

Соавторы Бутми

   До сих пор труды Г.В. Бутми, являющиеся памятниками русской антисемитической и антимасонской мысли нач. XX в., вызывают нервную реакцию не только у отдельных лиц, но и у Верх-Исетского суда г. Екатеринбурга. Очевидно, что в таких неблагоприятных условиях (тем более, что книги Бутми стали библиографической редкостью еще при старом режиме, во времена СССР) не может не возникнуть ошибочных мнений. Так, в статье о Бутми в свободной русской энциклопедии «Традиция» утверждается:

Супруга — Надежда Л. Бутми, автор книги «Каббала, ереси и тайные общества».
   На самом деле:

   — в 1906 г. была издана книга «Фран-масонство и государственная измена» (не оцифрована, насколько мне известно); рецензия на нее, написанная неким А.Б., была помещена в «Историческом вестнике» (СПб., 1907. Том 107, №1, с. 336-337).
На обложке книги указаны авторы: Н.Л. и Г. Бутми. Очевидно, что Н.Л. — псевдоним соавтора Бутми; очевидно и то, что Н.Л. — это не известный Энель (М.В. Скарятин).
   К.и.н. Д.А. Андреев (в статье "Русская периодическая печать начала XX века о масонстве". // Вестник Московского Университета. Серия 8 (История). М., 1992. №1, с. 27-38) сообщает, что отставной генерал-майор Н.Н. Беклемишев (редактор-издатель еженедельного журнала «Море и его жизнь»; с октября 1905 г. — «Море») с января 1905 г. начал печатать статьи о масонстве, подписанные Н.Л. Подробная библиография статей Н.Л. приведена в книге С.Б. Лебедева «Масоны и вокруг них. Масонство на страницах журнала "Море" за 1901—1917 годы: аннотированный библиографический указатель». Спб, 1994 (книга част. оцифрована автором, см. посты http://zimnyi1970.livejournal.com/tag/«Море»).
   Между прочим, упомянуты статьи Н.Л.:
— Масонство и Французская революция. // Море и его жизнь. Спб, 1905. №4, с. 81-88, с изложением книги Мориса Тальмейера (Maurice Talmeyr) «Франмасонство и Французская революция» («La Franc-Maconnerie et la Revolution francaise». Paris, 1904), изданной в Париже в начале 1904 года; на русском в переводе В. Задонского эта книга была издана в Харькове в 1906 г.)
— Фран-масонство как орудие английской внешней политики (анонс книги, вышедшей в Спб в 1905 г.; первая публикация была в том же 1905 г., в одном из №№ журнала Море и жизнь; о статье с таким названием упоминает Д.А. Андреев).
   С учетом того, что на обложке книги «Фран-масонство и государственная измена» приведено ее содержание, а именно главы:
— I. Масонство и Французская революция;
— II. Фран-масонство, как Орудие Английской Внешней Политики;
— III. Учение Масонства, его Организация и Обряды, надо думать, что Н.Л. был автором как минимум 2-х из 3-х глав их совместной с Бутми работы.
   Речь здесь шла только о 1-м выпуске «Фран-масонства и государственной измены»; в том же 1906 г. был издан и 2-й выпуск этой книги, с главами:
— IV. Иудеи в масонстве и революции;
— V. Разложение королевской династии;
— VI. Гибель французского флота.
   Надеюсь, что изследователи в будущем смогут прояснить вопрос о вкладе Н.Л. в написание этой книги.
   Личность Н.Л., насколько мне известно, не установлена до сих пор.
   По мнению Ю. Давыдова (Темна вода во облацех // Прометей. Т. 11. М, 1977. С. 343—349, см. с. 343), Н.Л. — это Н.Н. Рейхельт (более известный под псевдонимами Н. Лендер, Путник), но (т.к. я читал Лендера) эта теория мне кажется сомнительной. См. справку о нем из Костяшов Ю.В., Кретинин Г.В. Россияне в Восточной Пруссии. Часть 1. Калининград, 2001. с. 123:
From ru-history.livejournal.com/4041418.html


   См. также статью о нем в справочнике Русская интеллигенция. Автобиографии и биоблиографические материалы и документы в собрании С.А. Венгерова. Том 1. А—Л. М., 2001, с. 587:

2200. ЛЕНДЕР Николай Николаевич (наст. фам. Рейхельт; др. псевд. Путник) (5 мая 1864, Петербург), журналист; отд. изд.: «На Волге» (1888), «Черное море и Кавказ» (1890), «Рассказы Путника» (1902), «По Европе и Востоку» (1907) и др.; печат. в «Нов. времени» (пост. сотр.), «Ист. вестн.», «Всеобщ. иллюстр. путеводителе» (ред.), «Европ. жизни» и др.;
автобиогр. и библиогр. свед.: образование получил в «кадет. корпусе»; очерки написаны на основе личных впечатлений от путешествий — отечественных и зарубежных (1 л., машиноп., с авт. правкой, б.п.); сопр. письмо к Венгерову на визит. карт. — (1913).
1—1693

   Замечу, что книга Мориса Тальмейера в свое время имела некоторый успех в России; фрагмент из нее под заголовком «Масонство и революция во Франции» был напечатан в журнале Русский вестник. Спб, 1906. Том 302. №3, с. 225-253, с предисловием сотрудничавшего в этом журнале известного критика Н.Я. Стечькина. Очевидно, что Н.Я. Стечькин, скончавшийся в том же 1906 г., не мог быть Н.Л., т.к. в журнале Море, как указывает С.Б. Лебедев, в 1907 г. (№ 21-22, с. 665-679) была напечатана статья Н.Л. Франкмасонство. Старый Принятый Шотландский обряд.

   — в 1914 г. была издана «Каббала, ереси и тайные общества» (см. фото обложки): автор Н.А. Бутми, под ред. Г.В. Бутми. Рецензия на нее, написанная неким С. Л-н, была помещена в «Историческом вестнике» (Спб, 1914. Том 136, №5, с. 703-704).
   Кто был/была этот/эта Н.А. Бутми, и действительно ли у Бутми была жена с инициалами Н.А. (а не Надежда Л.), я сказать затрудняюсь. Могу лишь поместить здесь избранные места из двух рецензий, упомянутых выше.
   Из Исторического вестника (Спб, 1907. Том 107, №1, с. 336-337):

{с. 336} (...)
   Н.Л. и Г. Бутми. Фран-масонство и государственная измена. Вып. 1. Спб, 1906. А. Нечволодов. От разорения к достатку. Спб, 1906.
   Об этих двух брошюрах приходится говорить несколько подробно, потому что оне составляют знамение времени.
   Есть люди, для которых тяжелые исторические кризисы объясняются не огромной совокупностью множества обстоятельств, а исключительно тайными кознями некоторых зловредных лиц, которые обозначаются собирательным словом «они». В это собирательное понятие вкладывается, в зависимости от обстоятельств, самое разнообразное содержание: «они» в 60 годах — нигилисты, позднее — вообще люди, несочувствовавшие старому режиму, наконец, "они" — это фран-масоны. (...)
{с. 337} (...)
   Если поверить г. Бутми и его товарищу Н.Л., масонское тайное общество в сущности уже забрало в свои руки управление человечеством (...)
   Откуда же, спросит читатель, черпаются столь поразительные сведения? Из французских книжек, а те, в свою очередь, основываются на подозрительных, по цинической откровенности, протоколах масонских заседаний, да на разоблачениях, время от времени делаемых какими-то бывшими масонами. (...)

   Из «Исторического вестника» (Спб, 1914. Том 136, №5, с. 703-704):

{с. 703} (...)
   Н.А. Бутми. Каббала, ереси и тайные общества. Под ред. Г.В. Бутми. Спб, 1914. Стр. VI+283. Ц. 1 р.
   В настоящее время, когда наше общество в своей массе так интересуется еврейским вопросом, нельзя не приветствовать появление книжки Н.А. Бутми. (...)
   Изследование г. Бутми много выиграло бы, если бы автор не придал ему такой страстно-публицистический характер, а придерживался в своем изложении более спокойного тона. Ослепленный своим антисемитизмом, он не замечает сам, как отводит евреям и еврейству доминирующую роль в истории развития религиозно-духовной и политической мысли всего человечества за последние два тысячелетия.(...)
{с. 704} (...)
Мы берем на себя даже смелость защитить Магомета, на которого автор набрасывает тень, что и он был выдвинут евреями, как создатель новой религии, дабы подорвать христианство. (...)
   Но не будем слишком придирчивы к автору и отметим положительные достоинства его изследования. (...) Книжка интересна, написана прекрасным языком и легко читается.


UPDATE
   Сведений о жене Бутми, увы, не слишком много. Полезна статья Михаэля Хагемейстера "В поисках свидетельств о происхождении «Протоколов сионских мудрецов»: издание, исчезнувшее из Ленинской библиотеки" // НЛО. 2009. №96.
   О.А. Платонов в «Загадке Сионских протоколов» (часть III) поместил статью НОВЫЕ ДАННЫЕ О "СИОНСКИХ ПРОТОКОЛАХ". Заявление чикагского свящ. Г. Верховского. // Новое Русское Слово. 02.01.1935:

   ЧИКАГО, 31 дек. - Униатский священник Глеб Верховский рассказывает о своих личных встречах в Петербурге с лицами, фабриковавшими "Сионские протоколы".
   Он вращался там в кругу сторонников известного столпа "Русского Собрания" С.Ф. Шарапова, которое вело борьбу против золотого обращения и министра финансов Витте и проповедовало антисемитские идеи. Отец Верховского - архитектор - был друг Шарапова. При последнем занимал видное место б. офицер гвардейского полка Георгий В. Бутми де Кацман.
   В 1895 году Бутми уехал в Париж и установил там связь с антисемитскими кругами, занимавшимися в то время закончившимся только что процессом Дрейфуса.
   С собой он привез в С. Петербург манускрипт, составлявший на французском языке выдержки из старинного французского труда, из которого фабрикаторы "Сионских протоколов" заимствовали диалоги для фабрикации "Сионских протоколов". Тотчас же был сделан перевод на русский язык, в котором Бутми помогала его жена Надежда и мать Верховского. (...) Верховский встречался с Бутми. В последний раз он видел его в 1913 году у Тучкова моста, и тот говорил ему о том, как манускрипт, послуживший для фабрикации, был привезен в Россию. Верховский не узнал, однако, кто был автор французского труда.

   Ср. со статьей Proof 'Protocols' Are False Given Chicago Paper by Russian Priest. // Jewish Daily Bulletin. New-York, 1935. Vol. XII, № 3038, January 3. p. 5. Сообщение, опубликованное J.D.S., датировано 2 января 1935 г. из Чикаго, со ссылкой на разсказ свящ. Gleb E. Werchovsky журналисту Gifford Ernest из газеты Chicago Daily News; ценная подробность о жене Бутми: ее звали Надежда Васильевна (Nadezda Vasilievna):

Chicago (Jan. 2)
First-hand evidence in proof of the spurious nature of the so-called “Protocols of the Elders of Zion” was given here by the Rev. Gleb E. Werchovsky, Russian priest and noted artist, who told Gifford Ernest, reporter for the Chicago Daily News, that his father had been on intimate terms with the group which first brought the false document before the public.
“The Roman Catholic priest of the Byzantine-Slavic rite witnessed the introduction of the ‘Protocols’ into Russia,” Ernest writes. (...)
“Father Werchovsky’s father, an architect in St. Petersburg, (...)
“Butmi’s wife, Nadezda Vasilievna, and Father Werchovsky’s own mother helped Butmi in the work of translation (...)
“The Rev. Werchovsky continued to meet Butmi ever after the priest left St. Petersburg. He saw him the last time in 1913 near the Tuchakoff bridge and talked with him. The priest clearly recalls talking to Butmi of the circumstances under which the ‘Protocols’ were brought into Russia. He, however, never thought to ascertain who the original French authors were.


   О свящ. Верховском упоминает в своей книге и Зигмунд Ливингстон (см. Sigmund Livingston. Must Men Hate? New York, London, 1944. p. 40-41). По словам Ливингстона, свящ. Gleb E. Werchobsky 8 января 1935 г. в Чикаго передал ему письменное заявление, в котором свящ. Верховский сообщил, между прочим, что он родился 23 января 1888 г. в Спб, его отца звали Eugene I. Werchobsky, он был архитектором по профессии, его мать звали Mary C. von Stein, что Бутми был другом семьи, что жену Бутми звали Надежда Васильевна (Nadezda Vassilievna), что Бутми проживал в Спб по адресу: Петербургская сторона, Александровский проспект, 15, возле Тучкова моста (15 Alexandrowski Prospekt, Petersbourgskaia Storona, near the Tutchkov Bridge):

From ru-history.livejournal.com/4041418.html


From ru-history.livejournal.com/4041418.html


   По данным справочника Весь Петербург на 1911 г. (раздел III, с. 118), Бутми-де-Кацман Георгий Васильевич проживал по адресу: Александровский проспект, 21. Таким образом, указание свящ. Верховского адреса Бутми довольно точное. Между прочим, в этом же справочнике (раздел III, с. 118) есть Лендер Николай Николаевич, проживавший по адресу: Невский проспект, 94; Верховский Глеб Евгеньевич отсутствует.
   Однако, вот что сообщают Козырев А., Голубкова Н. Прот. С. Булгаков. Из памяти сердца. Прага [1923-1924]. Из архива Свято-Сергиевского богословского Института в Париже : [Праж. дневник С. Булгакова] // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1998 г. М., 1998. с. 105-256, на с. 149:

From ru-history.livejournal.com/4041418.html



   Эти биографические сведения о свящ. Верховском взяты из книги диакона Василия фон Бурмана «Леонид Федоров: жизнь и деятельность». Ватикан, 1966. с. 144:

From ru-history.livejournal.com/4041418.html


   См. также статью в Вики о нем: Gleb Verhovskiy, и по ссылке из Вики находим биографию свящ. Верховского, помещенную в составленном С.В. Головановым Биографическом справочнике деятелей русского католического апостольства в эмиграции 1917-1991 гг. Омск, 2005:

ВЕРХОВСКИЙ Глеб, священник
Род. 23 октября 1888 г. в СПб. По окончания гимназии поступил в СПб. Академию Художеств, член художественного объединения «Мир Искусства». Под влиянием идей В.С. Соловьева обратился в 1909 в католичество, обучался в Студитском научном институте во Львове (1910), затем в Ангиене (Бельгия) под руководством М. д'Эрбиньи (1913-14). В 1914 рукоположен во священника еп. М. Мировым в Константинополе. С 1915 служил по латинскому обряду в церкви Св. Иоанна Крестителя при Пажеском корпусе СПб. Участник первого собора Русской Греко-Католической церкви в Петрограде (1917), священник экзархата вост. обряда в России. В 1918 г. находился с миссией от экзарха Л. Федорова в приходе о. П. Емельянова в с. Нижняя Богдановка (Харьковская губ.), в 1918-1921 жил во Львове и Киеве. В Киеве участвовал в деятельности Общества св. Льва Великого. Женился, нарушив тем самым канонические нормы, впоследствии жена и двое детей В. проживали отдельно от него в Югославии. В 1922-23 гг. сотрудничал с иезуитской миссией в Константинополе, в 1923 жил в Риме, где пытался привлечь внимание католической иерархии к перспективам деятельности в России в духе диалога с Православной Церковью, в связи с чем составил два меморандума - Nonnullae observationes circa eas, quae in disciplina hodierna relata ad Orientem in specie vero Russiam necessariae videntur, moderationes (Некоторые наблюдения о том, что представляется необходимым в смягчении нынешнего церковного устава в отношении Востока и в частности в России) (26.03.1923) и Brevis consideratio de illis, quae scitu necessaria sunt circa rei catholicae in Russia statum recte intelligendum nec non ad actionem catholicam in Russia et inter Russos rite instituendum (Краткое рассмотрение относительно того, что необходимо для правильного понимания состояния католицизма в России и для правильной организации католического дела в России и среди русских) (10.05.1923). В 1923-25 - первый настоятель рус. катол. прихода в Праге, в 1924 принял участие в 4-ом Велеградском конгрессе, на котором защищал свои взгляды о неприкосновенности традиции и уклада Восточных Церквей от латинизации и о недопустимости прозелитизма среди рус. эмиграции. В 1926 г. оставил Прагу и переселился в США, где был настоятелем г-к прихода в Вунсокете на Род-Айленде. Умер 11 апреля 1935 г. в Чикаго.

   Итак, возникает вопрос: свидетельство ли это о Бутми или лжесвидетельство? Во всяком случае, место рождения и фамилию своей матери священник Верховский должен был знать!
   Еще одно свидетельство о жене Бутми сообщил в своих воспоминаниях Ю.С. Карцов (см. Хроника распада. // Новый Журнал (The New Review). Нью-Йорк, 1981. № 144, с. 114):

   Но, как ни заигрывал он с общественным мнением, какие не делал ему авансы, оно ему не доверяло и упорно от него отворачивалось. — Великий князь Александр Михайлович средоточие всех интриг,— так гласила о нем молва. Коренным его заблуждением было думать, помимо царя, сам по себе, в состоянии он приобрести какое-либо значение.
   Перед ним открывались на выбор два пути: Михаила Скопина-Шуйского или Филиппа Эгалитэ. Желая подействовать на него в благом смысле, Беклемишев попросил жену Г.В. Бутми, Н.А. Бутми, которая занималась историей, составить краткую заметку о герцоге Орлеанском, по прозвищу Филипп Эгалитэ, этом недостойном князе, и подал ее великому князю.

   Как сообщается в справочнике Россия и российская эмиграция в воспоминаниях и дневниках. Том 1. М., 2003. с. 173:

   508. Карцов Ю.С. Хроника распада. // НЖ. 1979. № 137. С. 108—118; 1980. № 138. С. 111—121; 1981. №144. С. 95—132. 1982. № 147. С. 99—110; № 148. С. 161—202.
   1870-е гг., 1904—1917. Публицисты К.Н. Леонтьев и М.Н. Катков, их духовный облик, отношение к ним русской общественности. Письма автора вел. кн. Александру Михайловичу о политическом положении в стране, обличительная записка о С.Ю. Витте. Аудиенция у вел. князя, впечатление от его личности. Адъютант вел. князя кап. 2-го ранга Н.Н. Беклемишев. Сотрудничество автора в журнале "Море и жизнь". (...)

   Итак, жена Бутми, занимавшаяся французской историей, писала для упомянутого выше Н.Н. Беклемишева. Была ли жена Бутми загадочным Н.Л., и как ее звали, по-прежнему не вполне понятно.


UPDATE2:
   Некоторые сведения о судьбе членов семьи Бутми обнаружил у западных авторов. Так, Чезаре де Микелис в своей статье (Cesare G. De Michelis. Les Protocoles des sages de Sion. // Cahiers du monde russe. Paris, 1997. Vol. 38, № 3, pp. 263-305) на с. 290 сообщает, что, по утверждению французского антисемитического писателя монсеньора Эрнеста Жуэна (Ernest Jouin), в Париже Г.В. Бутми в последний раз был в 1912 г., а сын Бутми Этьен (Étienne) приехал в Париж в 1920 г.; Жуэн об этом написал в своей книге Le péril judéo-maçonnique. Tome IV. Les «Protocols» de 1901, de G. Butmi. Paris, 1922. p. 136; та же цитата приводится и в книге де Микелиса (Cesare G. de Michelis. The Non-existent Manuscript. A study of the Protocols of the Sages of Zion. 2004. p. 20); в этой же книге де Микелис (без указания источника) на с. 86 сообщает о соавторе Г.В. Бутми: Н.Л. = Н. Абаринов (N. Abarinov), т.е. уже упомянутый Н.Н. Рейхельт (более известный по псевдониму Н.Лендер).
   О судьбе самого Г.В. Бутми известно крайне мало. 1 июня 1917 г. он давал показания следствию (протокол показаний см. в книге Союз русского народа по материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства 1917 г. М.-Л., 1929. с. 37).
   В написанной А.Д. Степановым статье о Г.В. Бутми в Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. М., 2008. с. 79-81, на с. 80 сообщается, что "по некоторым данным, [Г.В. Бутми] был расстрелян в Кисловодске в 1919".
   По мнению Михаэля Хагемейстера, автора статьи Butmi de Kazman, Georgi в Handbuch des Antisemismus. Band 2/1. Personen. A—K. Berlin, 2009. p. 117-118, Г.В. Бутми в 1919 г. был убит в Ткварчели в Абхазии.

UPDATE3:
   Удалось выяснить, что первое издание книги "Фран-масонство и государственная измена" (Издание В.П. СПб. Тип. газеты "Россия". Бассейная, 3. 1906 г. 77 с.), с предисловием Г.В. Бутми (датировано: Петербург, 27-го Октября 1905 г.; как отмечено в посте Целый ряд явлений, трудно объяснимых одним тупоумием, первая редакция статьи, позднее использованной Бутми в качестве предисловия к книге Н.Л., была впервые опубликована в журнале Море и его жизнь, 1905 г., №21), представляет собой перепечатку 2 статей Н.Л.:
   — Масонство и Французская революция. Указано, что статья написана в январе 1905 г., впервые опубликована в журнале Море и его жизнь, 1905 г., №4 (январь).
   — Фран-масонство как орудие английской внешней политики. Указано, что статья написана в августе 1905 г., впервые опубликована в журнале Море и его жизнь, 1905 г., №33-34 (август).
   Также, в книге "Список окончивших курс на С.-Петербургских Высших Женских Курсах 1882-1889 гг. 1893-1911 гг.", на с. 24 в числе выпускниц 1886 г. по Физико-Математическому Отделению упомянута Бутми-де-Кацеман, Наталия Васильевна. Возможно, это сестра Г.В. Бутми.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments