diana_spb (diana_spb) wrote in ru_history,
diana_spb
diana_spb
ru_history

Categories:

История Гжельского промысла

26.02.2011 я съездила на экскурсию в Гжель, посуду из которой очень люблю.



Предусмотрена экскурсия в музей при ЗАО «Объединение Гжель» и на производство. Музей очень приятный, можно посмотреть образцы местных изделий с давних времён, вплоть до результатов раскопок. Посетителей пускают только по предварительной записи.

Гжель - местность, объединяет несколько сёл. По дороге на головное объединение в селе Новохаритоново наш автобус проехал, не останавливались, несколько маленьких населённых пунктов. Село Гжель, (не единственное, где производят знаменитый фарфор и майолику). Топоним происходит, предположительно, от слова «жгель» - «жечь», или финноугорское слово. Село впервые упоминается в духовной грамоте Московского князя Ивана Калиты, было дворцовым. В этом селе сейчас: фабрика «Синь России», храм, через него протекает река Гжелка. В селе Речицы сейчас - производство термостойкой посуды; интересный кирпичный храм. Село Трошково - гончарно-майоликовая фабрика (майолику некоторые ценители ставят выше фарфора), процесс традиционный, но привод электрический.

Наконец, Новохаритоново.
Часовне по иконе Божьей матери «Воспитание» поставлена в память детей - жертв войны.




Новохаритоново раньше было на границе Гуслицкой волости, сюда бежали старообрядцы. У гусляков был свой диалект, и рассказывали нам об их промыслах: как нехороших - были сбирунами (профессиональными нищими) и фальшивонетчиками до середины 30-х XX века, занимались колдовством и ворожбой; так и почтенных: изготавливали иконостасы.

В селе - двух-трёхэтажные кирпичные, и маленькие деревянные дома. Есть колледж. Я сфотографировала несколько наличников, которые можно посмотреть в сообществе Узорочья и деревянное зодчество.
Гончарный промысел Гжели известен с древних времён, т.к. были большие запасы белой и цветной глины. Рассказывают о технологии - от гипсовой формы, до второго отжига, после глазури. Древний промысел, в музее - найденная керамика.



Виды изделий из глины (керамика, керамос), о которых нам рассказали:
Терракота (выжженая земля) - декоративные изделия, пористая структура, в быту не используется.
Майолика - глазурованная терракота, от острова Майорка, крупного экспортёра. Много майолики в Абрамцево, Врубель работал. Впитывает 16% влаги. В Гжели для производства майолики используют местную красную глину.
Фаянс производится из цветной или (чаще) белой глины, технология сходна с фарфором, но другое соотношение компонентов. Название пошло от итальянского города Фаенца. Впитывает 8% влаги.
Наконец, фарфор - самая совершенная группа, непроницаем для влаги и газа. Ныне в Гжели производят фарфор (из привозной белой глины, своя выработана), а начиналось именитое производство с майолики.



Афанасий Гребенщиков в XVII веке на свою фабрику по производству майолики в Москве пригласил гжельских мастеров, но потом они вернулись в родные селения, открыли кустарные производства, составили такую сильную конкуренцию фабрике, что та закрылась. Его сын сумел наладить производство фарфора, но фабрика была закрыта указом императрицы, чтобы не составляла конкуренцию императорской.

В Гжели в XIX веке продолжали производить майолику, затем перешли на фаянс, добрались до фарфора с подглазурной росписью. Не знаю, какой материал изделий на снимке. В Новохаритоново берёт начало династия Кузнецовых. В 1810-1812 гг., кузнец Яков Васильев основал здесь фарфоровое производство. В 1832 г. его сын Терентий, взявший фамилию Кузнецов, основал завод в селе Дулево Владимирской губернии – но это уже другая история.



Представлены изделия 20-х и 30-х годов ХХ века.





Новые мотивы старого стиля.





Целенаправленное возрождение промысла началось с 1946 года, но по фарфору, а не майолике. Большую роль сыграла Наталья Ивановна Бессарабова. Дефицит красок после войны мало красок привёл к появлению с 50-х годов современной бело-синей гжели. Кобальт - единственная подглазурная краска, держащая графику, другие расплываются, и в этой технике стали работать много замечательных мастеров.

Мастер Татьяна Сергеевна Дунашова, 1921 г.р., без художественного образования - мелкий рисунок, неповторим, кроме неё так делают только по трафарету.



Людмила Павловна Азарова прожила 90 лет, скульптор по образованию. Полезные советы давала. И не только она.





Работы разных мастеров. Художники работают кто по скульптуре, кто по посуде. Есть семейные пары.







Круглые плоские "чайники" - квасники. Некогда, как и подсвечники, были полезной вещью в хозяйстве.



В общем и целом – весьма симпатично.



В наши дни стараются возродить майолику в старинной гамме.



Не забывая про нынешние традиции. Построена новая школа с профориентацией (колледж). Две девочки внесены в золотую книгу молодых дарований (лет десять - 15 назад).



Ученики пробуют и общемировые тенденции.



Поздравляют преподавателей. Без кошек дело, конечно, не обойдётся.



Отдельный зал с печками.



Под заказ – и гжелевский стиль, и совсем посторонний.



Затянула я этот рассказ, а сразу после экскурсии рассказывала о любителе шахмат – мастере Юрии Гаранине, и небольшой очерк о гжельских котах – и майолика, и фарфор.
Tags: 18 век, 19 век, 1950-e, Музей, Фото
Subscribe

  • Наподобие шестиконечной звезды

    Прибавление к посту Разные фигуры и эмблемы. Великое дело. // Петербургская Газета. Спб., 1895. №242, 04 (16).09, с. 1. 1-го сентября…

  • Оставим все деньги в русском государстве

    Прибавление к посту Чтобы не было надобности в поисках заграничных курортов. Поездка за-границу. // За Россию! М., 1915. №15, 01 (14).02, с. 2.…

  • Все тайные приборы

    Вести и слухи. Почему мы проиграли войну? // Петербургская Газета. СПб., 1906. №315, 17 (30).11, с. 4. До каких иногда курьезов договариваются…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments