Ян_Валентинович (ja_va) wrote in ru_history,
Ян_Валентинович
ja_va
ru_history

Categories:

Несколько слов о Берлинской Стене*

Внимание! Под катом много тяжелых фото!


Стена .






Итак, с чего же это все началось?
Еще до конца войны судьба Берлина после победы была обговорена между союзниками,- столицу Германии предлагалось разделить на четыре зоны влияния, каждому по кусочку,- СССР, США, Великобритании и Франции. Несмотря на то, что штурм Берлина был (с немалыми потерями) произведен Красной Армией в одиночку, договору в отношении послевоенного раздела последовали неукоснительно- силы Союзников были допущены в соответствующие сектора захваченного города согласно демаркации. Таким образом, военные гарнизоны трех Западных держав имели под своим контролем три зоны, находящиеся посреди контролируемой СССР территории - в изрядном отрыве от основных сил и на немалом от них расстоянии.
Вначале создавшееся положение не казалась столь уж невыносимым- в конце концов, при всей своей идеологической разнице четыре державы победительницы только что воевали бок о бок с общим врагом! Но постепенно ситуация все более осложнялась...
Взаимоотношения между союзниками стремительно портились. Политика в отношении территории поверженного противника все более разнилась. Экономическая ситуация тоже, естественно, все более и более дифференцировалась. Еще и при жизни Сталина трений было достаточно- началось постепенное и все более жесткое давление с целью заставить бывших союзников отказаться от своих зон влияния в Берлине, вытеснить их из сердца новорожденной Германской Дем. Республики. Вопреки первоначальным договорам, Восточная часть Берлина была открыто провозглашена столицей Нового Германского государства, а в то же время доставка продуктов и товаров в Западные сектора города оказалась блокированной. После длительного противостояния блокаду вынуждены были снять, но взаимоотношения от этого отнюдь не улучшились.

Итак, постепенно ситуация сложилась следующая- в самом сердце социалистической ГДР, прямо посередине ее ново провозглашённой столицы, имелась неподконтрольная и ничем не огороженная территория, фактически- другого государства (государств), где действовали другие законы и куда- самое главное!- при желании мог перебраться любой желающий житель Восточной части. Причем дела у Восточной части шли далеко не лучшим образом- и выплата репараций, и несостоятельность социалистической экономики внесли свою лепту в постепенно все более очевидное ее отставание от части Западной, обильно осыпанной заокеанскими финансовыми вложениями по плану Маршалла. Как результат, все большее количество немцев из Восточной половины страны пользовались особым положением Западного Берлина для ухода (побега) на Запад. По словам тогдашнего руководства, продолжавшееся "кровотечение" грозило полностью "обескровить" страну немецкого Социализма!

В один далеко не прекрасный день, точнее - ночь, с 12 на 13 Октября 1961 года проблема была решена- внезапно , в 1ч.11 минут, Ночные Мелодии восточно-берлинского радио были прерваны следующим сообщением:
"Правительства государств- участников Восточного Договора обратились к Правительству ГДР со следующей просьбой: предотвратить немедленно провокации против стран Социалистического Содружества и установить надежную охрану по всему периметру территории Западного Берлина..."
Одновременно огни в районе Бранденбургских ворот были погашены и, в наступившей темноте, пограничные отряды Восточной Германии заняли позиции по периметру границы зоны между парком Тиргартен и районом Митте.
На Западе никто предупрежден не был, власти Западных оккупационных зон понятия не имели, что же именно происходит. Около 2 часов ночи суперинтендант Германн Бек получил странное донесение:
"1.54. Отделение полиции Шпандау сообщает, что поезд С-бан (пригородное сообщение Берлина) из Стаакена в Берлин развернут и отправлен назад в Советскую Зону. Пассажиров заставили выйти, деньги за билет возвращены".
Еще через минуту полицейское отделение района Веддинг отрапортовало:
"В 1.55 поезда С-бан в обоих направлениях остановлены в районе станции Гезундбруннен". Далее- еще и еще подобное, уведомляя о полном прекращении надземного сообщения между Восточными и Западными секторами Берлина, а также о появлении военизированных подразделений по границам секторов, включая силы Народной Полиции и пограничной охраны ГДР.
Уже к утру всякое сообщение между Восточной и Западной частью города было прекращено, наземная граница секторов обтянута колючей проволокой и отгорожена, станции линий метро идущих в Западные сектора заблокированы, движение пригородных поездов меж секторами- прекращено.
Город разрезался на двое со все более устрашающей силой. Оказавшиеся случайно по другую сторону "границы" люди не могли вернуться домой, порой члены одной семьи, разделенные неожиданно появившейся меж ними стеной оказались оторваны друг от друга и не на одну ночь- на многие годы!
Так она появилась...

Сам я впервые услышал о Стене еще в детстве, в возрасте лет десяти, т.е. году так в 1978-м, и представлял ее себе тогда этаким высоким забором, отделяющим Восток от Запада. Немного позднее удалось случайно узнать из передачи одного из "Голосов" о попытке угона поезда метро в Западный сектор и это невольно натолкнуло на мысль, что между секторами существовало некое подземное сообщение, где одна остановка была еще "Восток" а другая- уже "Запад" и пограничники проверяли документы прямо в вагонах... Оказалось все немного иначе.

Как же была устроена эта система в годы своего позднего расцвета, ранние восьмидесятые?


Фактически, Берлинская Стена на этот момент уже являлась ничем иным, как Государственной Границей внутри города. И выражение "Государственная Граница" в данном случае- отнюдь не фигуральное! Стена эта превратилась постепенно в хорошо охраняемую ПОЛОСУ , проходящую по самому центру города, в большинстве случаев- расширенную, частично за счёт образовавшихся еще в войну пустырей, частично за счёт банального сноса жилых зданий, местами проходившую по берегу реки Шпрее, местами просто по середине до-стенной улицы... Один ряд домов улицы становился Западом, и упирался окнами в наружную стену, другой.. попросту сносился, ибо на территории "мертвой зоны" стены домов быть не могло.
По обоим сторонам полосы проходили внешняя и внутренняя стены, - гладкие собрания бетонных блоков с округлой трубой по верху, дабы предотвратить возможность зацепиться при попытке преодоления. Посередине между этими "стенками"- мертвая зона, включающая забор из колючей проволоки, реагирующий на касания, вышки обзора и полосу прохода патрульных, двигавшихся с неровными промежутками, дабы исключить возможность предсказания интервалов. "Посторонние", оказавшиеся на территории мертвой зоны, отстреливались без предупреждения. (Как зеки в лагере, на "запретке")
Поезда между зонами не ходили,- две линии Западного метро по-прежнему проходили под землей по Восточной территории, но все станции, кроме одной- Фридрихштрассе,- были полностью перекрыты и намертво заблокированы, так что остановок на них не было. Пригородные же поезда в Восточной зоне терминировались на станции Фридрихштрассе, и переход на Западное направление там был возможен только по прохождению погранконтроля.

Раньше я, как и многие, думал, что стена эта надежно блокировала город в обе стороны. Тем не менее, к началу 80-х годов это было уже не так- проход из Западной части был почти свободным! Любой, не только Западный Берлинец или немец, но и вообще гражданин одной из стран Запада, как то Американец или Англичанин, к примеру, совершенно спокойно мог добраться до соответствующего переходного пункта (они делились по гражданству, так, в одном месте переходить могли только Западные Берлинцы по своим удостоверениям, в другом- только граждане других стран.. и т.д.) и получить на месте 24-часовую визу!
Очевидно становится, для чего в действительности нужна была эта стена- чтобы удерживать своих от побега из "Соц лагеря". Именно в Западном направлении выезд был практически невозможен- Восточно-Германская Штази крайне редко давало "своим" визу на выезд, хотя ничуть не препятствовала желающим посетить "столицу ГДР", плати только денежки!
"Своих" же при попытке побега регулярно отстреливали, по нескольку человек в год, последнего- уже в 1989 году, буквально за считаные месяцы до падения стены...


Станция Фридрихштрассе, бывшая одним из главных переходных пунктов между Востоком и Западом, внешне мало изменилась. Снесли только перегородку между платформами, и поезда теперь идут спокойно насквозь, без помех.

А когда то она выглядела вот так:


Обратите внимания на левую сторону, именно там видна "внутренняя" платформа, где останавливались Восточноберлинские поезда, отгороженная решеткой от платформ "западных". Перейти с нее на другие было совершенно невозможно- только выйдя на улицу и пройдя через специальный павильон с пограничным контролем. Тут же была завязка с двумя подземными линиями из Западного Берлина, выход из них на поезда западного направления был свободный, а в город- только через все тот же погранконтроль..

Вот как это все выглядит сейчас:



А вот схема системы, существовавшей раньше:



Красными стрелками тут показано, какой путь нужно было пройти, чтобы выйти на улицу для пребывающих с Запада, а синими- чтобы попасть на западные платформы "с Востока". С правой стороны не влезла станция подземного метро- начинаются красные стрелки именно оттуда, а далее идут через подземную же станцию С-бана, идущую со стороны Северного Вокзала (номер 4 на схеме), и через погран контроль (номера 7,8, 9 и 10 на схеме, контроль единый для поездов со стороны Зоологише гартена, идущие к надземным платформам, и для двух подземных станций)
Синие стрелки с номера 17- это вход с улицы в павильон контроля, 18 и 19- сам пограничный контроль, 20- это уже проход после контроля к западным платформам, отсюда можно пройти на любую из них, включая подземные.
Номера 13 и 14- закрытые надземные платформы в сторону Зоо, а 15- отгороженная от них платформа для "простых смертных", которым путь на Запад был закрыт...

Вот павильон, где проходили погранконтроль, на схеме под номерами 18-19, сейчас там дискотека, а переходник в здание станции снесли:


так выглядели платформы, мимо которых под землей проносились без остановок поезда с Запада, - с 1961 по 1990 год они были блокированы, и, вдобавок, охранялись пограничниками:



А вот так проходился контроль:




Вот как выглядела карта метро выходившая в Западном Берлине (стена обозначена серой полоской, а неработающие станции- не закрашенными кубиками, в отличии от закрашенных кубиков для остальных станций)


А вот та же карта, но для Восточных жителей- Западной половины на ней как бы нет...



Вход в засыпанную станцию Бернауэр штрассе, тогда, и сейчас:





Стена простояла 28 лет, поломала немало жизней, и ушла в прошлое. Только кое-где еще торчат ее облезлые огрызки, изрисованные графити, да зияют поросшие чертополохом пустыри... А жизнь идет.


Tags: Германия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →