?

Log in

No account? Create an account
Вопросы истории
История России в картинах польских художников... 
24-мар-2014 12:45 am [Польша, Россия]
Kossak_Woj_Czerkiesi_na_Nowym_Swiecie


В польской живописи много картин на исторические темы, в т.ч. про Россию и русских. Ниже - подборка наиболее интересных из них. Эти картины стоит увидеть, друзья. Они довольно ярко раскрывают национальный менталитет и отношение поляков к своему прошлому. И к любимому восточному соседу, в частности.

Художник по-польски - artysta malarz. Артист-маляр, короче. Однако у поляков было немало талантливых мастеров, далеко не маляров. Например, Ян Матейко и его "романтический национализм" 19 века, баталист Войцех Коссак  и др.  Некоторые картины  антирусские по смыслу. Но не будем забывать, что последние лет 300 почти во всех войнах русские и поляки были по разные стороны баррикад.



Ян Матейко. "Станчик". 1862 г.
1514 год, очередная война Польши и Московии. Русские отвоевали Смоленск, и окрыленные первым успехом вторглись в Белоруссию. Но там были разбиты в битве под Оршей. Во дворце польского короля - бал по случаю победы. Правда, Смоленск по итогам войны остаётся в руках Московии. Все пляшут (на заднем плане), а придворный шут по имени Станчик сидит и думает о будущем Польши. Смоленск отдали, так скоро все сольём.

The court jester Stańczyk during a Ball at the Court of Queen Bona after the Loss of Smolensk painted by Jan Matejko, 1862.

Занятная деталь: бал - европейское развлечение.  1514-й год, а у них бал. В России первые балы при дворе будут лет через 200, при Петре.



Ян Матейко. "Стефан Баторий под Псковом". 1872 г.
Шут Станчик прав был. Начали московиты со Смоленска, потом захотели большего. На картине -  Ливонская война, которую Иван Грозный начал для захвата Прибалтики. Осада Пскова армией польского короля Стефана Батория. После нескольких месяцев осады послы Ивана Грозного запросили мира: на картине они ползают на коленях перед Стефаном. По сюжету тут есть вопросы (на самом деле такой встречи Батория с послами под Псковом не было), но мир был вскоре заключен, да. И действительно крайне неудачный для России, как и сама Ливонская война.

Jan_Matejko-Batory_pod_Pskowem 1872

Занятная деталь. Слева от Стефана - мужик в красном, это канцлер Ян Замойский. Однокашник Стефана Батория по Падуанскому университету в Италии. В России первой царской особой, которая поедет учиться на Запад будет Петр (на плотника, в Голландию). Кстати, еще до Стефана Батория в Падую ездил  учиться Николай Коперник, первый польский ученый с мировым именем. Русский аналог Коперника (Ломоносов) появится лет через 250.



Царь Лжедмитрий I, портрет  неизвестного художника. Нач. 17 в.
Эта картина также известна как "Портрет из Вишневецкого замка" (замок семьи Марины Мнишек - жены Лжедмитрия).  В Смутное время полякам удалось посадить в Кремль своего царя-самозванца. На картине Григорий Отрепьев, он же Лжедмирий I, изображен как русский царь (написано по латыни  Demetrius IMPERATOR), на столе - корона и рыцарский шлем.

Dymitr_Samozwaniec_Otrepiew (Портрет из замка Мнишков в Вишневце)

Лжедмитрий I и его жена-полька это 1605-1606 гг.  А вот подишь ты: польская шляхта уже учила латынь, строила замки и считала себя частью европейского рыцарства. Русские дворяне наденут европейское платье, начнут учить языки и утверждать, что они тоже Европа - поколений через 5-7.

Лжедмитрий, правда, просидел на троне недолго. Его свергли в результате народного бунта в Москве. Интересно сравнить помпезный польский портрет самозванца с тем, как изображали Лжедмирия в русской живописи 19 в.


Карл Вениг. "Последние минуты жизни Лжедмитрия I". 1879 г.

Last minutes of False Dmitriy I by Karl Wenig, painted in 1879.


Художник Карл Богданович Вениг вряд ли думал, что в 21 веке  его картина станет неиссякаемым источником пародий на внутреннюю и внешнюю политику России :)

Путин и Кадыров


Когда Лжедмитрия I скинули, поляки предприняли прямую интервенцию, захватили Москву. Также взяли в плен Василия Шуйского (царя, который был после Лжедмитрия)  вместе с братьями,  и всех вывезли в Варшаву.  Там бывшего царя, который до этого воевал с поляками, заставили публично кляняться в пояс королю Сигизмунду III и целовать ему руки.


Ян Матейко. "Царь Шуйский в Сейме в Варшаве". 1892 г.
Королевский замок в Варшаве, 1611-й год. Василий Шуйский кланяется Сигизмунду, касаясь рукой земли. Слева по всей видимости его брат Иван, который (согласно польским источникам) вообще валялся в ногах и бил себя себя головой об пол. На заднем плане сидят депутаты сейма (польского парламента) с чувством глубого удовлетворения. Реют флаги, светит яркое Солнце. Триумф!

Shuyski Tsar at the Sejm in Warsaw  Ян Матейко 1892



Это событие получило в Польше название "Hołd Ruski" (русская присяга) и носит культовый характер в кругах польских националистов. Ниже креатифф от одного из них. Написано: "29.10.2011 - 400 лет русской присяге. Когда-то ОНИ нам кланялись".

Hołd_Szujskich


На самом деле художник Ян Матейко написал эту картину в 1892 г., чтоб подбодрить своих соотечественников. Мол, были времена - и у нас было свое государство, и король, и сейм, и царей на колени ставили.

Примечательно, что король в Польше это было совсем не то, что царь в России. Польша самодержавия не знала. Это была республика шляхты.  Сейм выбирал короля и контролировал его. Налоги, война, мир - все с согласия сейма. Больше того, если король вел себя недемократически, гордая шляхта имела право на рокош. Он же кипиш. Т.е. право на оппозицию королю, как мирную ("война чернильниц" и обсуждение в блогах), так и не-мирную.




Вацлав Павлишак. "Казацкий подарок". 1885 г.
Запорожец поймал знатного пленника и дарит его шляхтичам, сняв перед ними шапку. Ничего удивительного, часть казаков была на польской службе (за деньги). Их использовали как наемников в дополнение к польской армии. В том числе неоднократно - в войнах против России.  Что касается пленника, то это, видимо, крымский татарин. Это конечно, облом. Главным бизнесом Крымского ханства была работорговля. А тут самому попасть в плен...

Вацлав Павлишак. Казацкий подарок. 1885


Благодаря шляхте демократия и вольность в Польше имеют вековые традиции (в отличие от некоторых других стран). Но правда, был там один нюанс. Все вольности были для узкого круга. Крестьян они не касались. Крестьяне в Польше с 15 века были обращены в крепостное право. И в таком печальном состоянии пребывали лет 300. Их  называли chlopi (хлопы), а также  bydlo (скот). Слово "быдло" потом из Польши через Украину попало в русский язык.



Йозеф Хельмонский. "Выдача оплаты (суббота на фольварке)".1869 г.
Фольварк - польская барщина. Пан заставлял хлопов работать на себя бесплатно или в порядке принудительного найма (например, предварительно согнав с земли и оставив без средств).  На картине - фольварк в день получки.  Группа крестьян в центре получила копейки и в ужасе - как кормить детей на эти гроши? Двое хлопов слева, наоборот, веселы. Уже успели нажраться.

Юзеф Хельмонский. Выдача зарплаты (суббота на фольварке).1869

Занятно, что дом у пана при такой обдираловке - все равно убогий, крыша совсем развалилась. Это тонкий намек художника - шляхта славилась своим транжирством. Выжимали из фольварков хлеб,  гнали за границу, деньги тратили на всякую фигню. Война, попойки и понты - вот был менталитет шляхтича. Дорогой экипаж, соболиная шуба с золотыми пуговицами, и на бал, полонез танцевать :)


Александр Коцис. "В шинке". Ок. 1870 г.
Пока шляхта плясала на балах, хлопу оставалось только идти в шинок (кабак). Это был популярный бизнес. Шинкарем был, например, прадед В.И.Ленина Моше Бланк из г. Староконстантинов на Волыни. В 1795 г. по третьему разделу Польши Волынь вместе Моше Бланком и его таверной отошла к России.

Aleksander Kotsis. W szynku. Ok. 1870.


Впрочем, в триаде "война, пьянка и понты" у польской элиты еще в 17 в. наметились проблемы именно с войной. Нет, поляки никогда не были трусами на войне. Проблема была в организации. Война - это созыв всеобщего ополчения шляхты (посполитного рушения), а это - через сейм. И деньги на войну - тоже сейм. Такие решения было провести нелегко, что ослабляло боеспособность Польши. Когда в 1648 г.  всю Украину охватило восстание Хмельницкого, поляки первоначально смогли выставить скромную армию всего в 40 тыс. чел. За ней ехал обоз из 100 тысяч подвод с барахлом и 5000 женщин легкого поведения. Ехали на войну как на свадьбу. И были наголову разбиты казаками.

С восстания Хмельницкого начался закат Польши. Соседи стали откусывать от неё по кусочку то тут, то там. И в итоге в конце 18 века поделили полностью. Причем подкупили сейм и он сам за это проголосовал!



Ян Матейко. "Рейтан - упадок Польши". 1866 г.
Сейм в 1773 г. принимает решение согласиться с разделом Польши. Шляхтич Тадеуш Рейтан, последний патриот Польши, в отчаянии пытается этому помешать: ложиться на выходе не давая депутатам разойтись после заседания. Депутатам многим стыдно, они только что продали свою страну. На стене - портрет Екатерины II (их спонсора), за дверью - русские гренадеры, наверху в ложе - русский посол Репнин с двумя дамами. Вот уж действительно - упадок Польши!

Ян Матейко. Рейтан - упадок Польши. 1866


Польский народ, конечно, с упадком Польши не смирился. Было несколько крупных восстаний, подавленных державами - участниками раздела. 100 000 поляков-добровольцев участвовали в походе "Великой Армии" Наполеона на Москву в 1812 г., надеялись получить независимость.


Войцех Коссак. "Гусар Великой Армии". 1907 г.
На картине - поляк из армии Наполеона. Художник сам служил уланом в армии, так что кавалерию рисовал со знанием дела.

Войцех Коссак. Гусар Великой Армии. 1907



Еще Войцех Коссак. "Весна 1813 г.". 1903 г.
Снег сошел... А там остатки бравых кавалеристов.




Еще один занятный факт: поляки воевали за Наполеона не только в России, но и в Испании, давили герилью (испанское сопротивление французам).  Чтоб заслужить независимость себе, поляки лишали её испанцев.



Януарий Суходольский. "Штурм стен Сарагосы". 1845 г.
В 1808 г. Сарагоса восстала против французских оккупантов. Её осаждали 9 месяцев. Сражались все, женщины, дети. Погибло 50 тысяч человек. На картине -  поляки врываются в город.

Януарий Суходольский. Штурм Сарагосы. 1845



Януарий Суходольский. "Битва на Сан-Доминго". 1845 г.
Это не Испания. Это карательная экспедиция Наполеона на остров Гаити (тогда - колония Сан-Доминго). Там против французов восстали местные негры, а усмирять негров вместе с французами приехали поляки.

Януарий Суходольский. Битва на Сан-Доминго


Это все к тому, что дальше у нас будет серия картин про то, как восстания самих поляков за свободу своей страны давили разные нехорошие люди :)


Войцех Коссак. "Ноябрьская ночь". 1898 г.
Это антирусское восстание 1830-31 гг. Началось в ноябре 1830 с нападения повстанцев на дворец Бельведер в Варшаве (резиденция наместника Польши). На картине - бой между повстанцами и русскими кирасирами в ночь с 29 на 30 ноября 1830 г.

Noc_listopadowa

Дворец повстанцы взяли, но наместник сбежал. Восстание было подавлено в 1831 войсками фельдмаршала Ивана Паскевича, который получил за это титул "Князь Иван Варшавский".  Паскевич, был, пожалуй, первый украинцем в русской армии, который дослужился до маршала.



Войцех Коссак. "Эмилия Плятер в битве под Шауляем". 1904 г.

Wojciech Kossak. Emilia Plater w potyczce pod Szawlami. 1904

Это снова восстание 1830-31 г.  В центре картины  - графиня Эмилия Плятер, нечто типа польской Жанны Д`Арк. Графиня командовала отрядом повстанцев, лично участвовала в боях. Во время одного из походов заболела и умерла в возрасте 25 лет. Легендарная личность в Польше ( а также среди белорусских националистов).


Войцех Коссак. "Черкесы в Краковском предместье". 1912 г.
Это антирусское восстание 1863 г.  Его еще называют Январское восстание. Краковское предместье - это проспект в Варшаве. В город врываются российские войска. Последних художник изобразил в виде орды черкесов, несущихся по городу  с православным знаменем. Правда, черкесы - мусульмане, но это не важно. Черкесы палят в воздух из всех видов оружия, машут плетками, прохожие разбегаются.

Войцех Коссак.Черкесы в предместье Кракова.1912

Сильная вещь...Кстати, первоначально картина называлась "Дагестанская свадьба на Тверской" (шутка).



"Русская армия грабит польское поместье во время Январского восстания". Неизв. польский художник 19 в.
Автор постарался изобразить русских солдат и офицеров как можно более отталкивающе. Орда дикарей буйствует в культурном европейском доме, ребенка выбросили из коляски, колят картины штыками.

Russian army looting Polish manor during January Uprising



Артур Гротгер. "Путь в Сибирь". 1867 г.
Участников восстания 1863 г. гонят в Сибирь.

Аrthur Grottger. Pochod_na_Sybir.1867



Александр Сохачевский. "Прощание с Европой". 1894 г.
Польские повстанцы 1863 г. на пути в Сибирь. Дошли до обелиска на границе Европы и Азии.  Художник сам был участником восстания, получил 20 лет каторги (он где-то тут есть на картине, кстати, возле обелиска).

Александр Сохачевский. Прощание с Европой. 1894


Один из сильных фрагментов.

Александр Сохачевский. Прощание с Европой. 1894 фрагмент



Александр Сохачевский. "Пани Гудзинская". 1894 г.
Это реальный персонаж, участница восстания, которая была сослана на солеварни под Иркутск (как и автор картины). В Варшаве у неё остался муж и 2 детей. На солеварнях работала прачкой, целыми днями стирала в проруби, в Ангаре.Умерла на каторге в 1866г.

Александр Сохачевский. Пани Гудзинская



Яцек Мальчевский. "Смерть на этапе". 1891 г.
Еще ужасы царского гулага.

Jacek Malczewski. Śmierć na etapie. 1891



Яцек Марчельский."Вигилия в Сибири". 1892 г.
Вигилия  - ночное бдение у католиков перед Пасхой или Рождеством.  Польские ссыльные в Сибири верны родной католической вере. Кстати, ссыльные за столом выглядят вполне прилично -  упитанные, в костюмах, белых рубашках.

Malczewski_Jacek_Wigilia_na_Syberii 1892



Станислав Масловский."Весна 1905 года." 1906 г.
Это уже революция 1905-1907 гг. Она охватила и Польшу тоже. На картине казаки, выполнявшие роль царского ОМОНа, ведут арестованного. Контраст конвоя и арестанта: четверо лбов на конях ведут одного маленького человечка.

Станислав Масловский. Весна 1905г. 1906



Войцех Коссак. "Погром". 1907 г.
Революция 1905 г. сопровождалась волной еврейских погромов, в т.ч. в Польше. На картине - русский казак в форме и с оружием на фоне погрома. Горят дома, на мостовой лежат трупы. Однако казак в данном случае - НЕ представитель сил правопорядка. Он сам погромщик и есть. Именно это хотел сказать художник Войцех Коссак. Вот, мол, она, русская армия: бандиты и убийцы.

Войцех Коссак. Погром 1907

Солдаты и царская полиция действительно были участниками ряда погромов, например, в Белостоке (1906 г.). Однако погромщиков хватало и среди местного населения. Просто на картину Коссака они не попали... А революция 1905 г. так и не принесла Польше свободы. Пришлось ждать до 1918.



Войцех Коссак. "Улан конвоирует русских пленных". 1916 г.
Это первая мировая война. На коне - доброволец из т.н. польского легиона австрийской армии. Примерно 25 тыс. польских националистов пошли на службу к австрийцам и воевали на их стороне на Восточном фронте. Эти легионеры потом составили костяк офицерского корпуса независимой Польши.

Войцех Коссак. Улан конвоирует русскх пленных. 1916


В ноябре 1918 г. после капитуляции Германии и Австрии независимость Польши была, наконец, восстановлена.  И сразу началась серия войн за границы на Востоке. Сначала польско-украинская война 1918-19 гг., в которой поляки наголову разбили украинских националистов. Потом советско-польская война 1920 г., в которой поляки разбили и Красную армию тоже. Война была с переменным успехом, а перелом наступил, когда войска Тухачевского дошли уже до Варшавы ("Чудо на Висле"). Эта война, которая в Польше назывется польско-большевисткой, оставила немалый след в местном искусстве.


Войцех Коссак. "Советский враг".
Снова орда дикарей, один с бутылкой вместо шашки. Обратите внимание на фигуру убитого мирного жителя слева (над которым плачет девочка). Фигура один к одному с картины "Погром".

Войцех Коссак. Советский враг




Ежи Коссак. "Чудо на Висле 15 сентября 1920 года".1930 г.
Ежи Коссак - это сын Войцеха Коссака. Картина посвящена контрнаступлению польской армии у Варшавы в августе 1920 г. Советские войска были окружены, польская столица спасена. На картине - неудержимая атака поляков, поддерживаемая с воздуха авиацией и Иисусом Христом.

Jerzy Kossak. Miracle of the Vistula August 15, 1920 . 1930




Ежи Коссак. "Погоня за убегающим комиссаром". 1934 г.
Комиссар в красной рубахе тикает от польских уланов.

Kossak_Jerzy_Poscig_za_komisarzem 1934


Возрожденная Польша (Вторая Речь Посполитая, как её называют) просуществовала всего 21 год. Закончилось все в 1939.



Ежи Коссак. "Битва под Кутно". 1939 г.
С шашками на танки: уланы против Вермахта. Это из серии "одна винтовка на пятерых", польский вариант. Танки непонятной модели, сбоку люки, куда кавалеристы метают пики...

Bitva-pod-Kutno. Jerzy Kossak.1939




Ежи Коссак. "Битва под Кутно". 1943 г.
Отдельные непонятные моменты в первом варианте картины заставили художника переписать её спустя несколько лет.





После 1945 г. Польша входит в советский блок и там начинается соцреализм. Примерно вот такой:


Юлиус Студницкий. "Стахановка Гертруда Высоцкая". 1950 г.
На ящике слева  написано Centrala rybna. Главрыба!

Julius Studnicki, Gertrude Wysocka - Stakhanovite, 1950 2



Не все было, правда, так весело ..

Феликс Кай-Кржевинский. "Польские пленные на пути в Сибирь". 1940 г.

Feliks Kay-Krzewinski. Польские пленные на пути в Сибирь и Казахстан. 1940




Феликс Кай-Кржевинский. "Голодная степь. Казахстан". 1945 г.
Депортированные поляки в Средней Азии. На картине предположительно сестра художника Элизабет Кржевинская.





Ежи Зелинский. "Улыбка, или 30 лет, или ха-ха-ха", 1974 г.
Знаменитая картина в стиле поп-арт. Зашитые губы символизируют цензуру и коммунистическую диктатуру в тогдашней Польше. При этом три креста -  это 30 римскими цифрами, как раз в 1974 г. исполнилось тридцать лет приходу советской армии в Польшу (1944), которая принесла и новую власть. Ну и наконец, если читать по-русски, это просто: Ха-Ха-Ха :)


Jerzy Ryszard Zieliński .Smile, or thirty– lat. ha, ha, ha’ – rus. 1974 2


Оригинал взят у uglich_jj в История России в картинах польских художников...

Comments 
23-мар-2014 09:07 pm
спасибо. очень интересно.
23-мар-2014 10:30 pm
даже на картине видно, что саблями танки не рубили
24-мар-2014 07:04 am
ага, их кололи пиками... :)
24-мар-2014 08:22 am
Достоверность этих событий очень не велика .Кололи скорее не танк а смотровые щели в надежде попасть в танкиста,кстати советских инструкция, 41 года,по борьбе с танками рекомендуют забрасывать грязью смотровые щели.И еще поляки знали,что такое танки
24-мар-2014 08:36 am
Достоверность этой картины равна 0 (нулю). Т.к. атака была, но на пехоту. А танки подошли позже и разогнали кавалерию.
Что касаемо предвоенных инструкций по борьбе с танками, то в них чего только не было. Особенно в иностранных. И бревна с ломиками советовали совать в ходовую часть... Но вот с холодным оружием бросаться на бронетехнику не рекомендовал никто. К тому же, ЕМНИМС, пики к тому времени были чисто парадным оружием.
Естественно поляки знали что такое танки. У них даже у самих были не самые худшие.
24-мар-2014 08:44 am
Полностью согласен!По поводу достоверности, 1-й вариант картины можно сказать впал вообще в отрицательные величины,!
23-мар-2014 10:38 pm
"Война - это был созыв всеобщего ополчения шляхты (посполитного рушения), а это - через сейм. И деньги на войну - тоже сейм. Такие решения было провести нелегко, что ослабляло боеспособность Польши.""

Как в Англии. Но какие разные результаты !
24-мар-2014 08:00 am
демократия и бардак, почувствуйте разницу :)
24-мар-2014 04:22 am
как странно - читала восхищение польшей и про "немытую россию" и думала - настоящий поляк забрел в наше скромное сообщество!
н нет. москвич. странно как-то.
24-мар-2014 05:16 am
все вопросы к артистам-малярам!
24-мар-2014 06:59 am

а, текст тоже польский! тогда понятно.



Edited at 2014-03-24 07:00 (UTC)
24-мар-2014 07:55 am
текст мой и соответствует тому, что нарисовано на картинах.
13-июн-2016 08:24 pm - речь посполитая а не польша
Лучше бы из вики брали цитаты-правдивие чуть было бы )цитата из вики 22 марта 1773 года вместе с Самуэлем Корсаком на сейме Новогрудского воеводства был выбран депутатом на Сейм Речи Посполитой и участвовал в так называемом «Разделительном» сейме в Варшаве. Совместно с другими литвинскими (беларускими) шляхтичами , среди которых отличились Самуэль Корсак (Наваградак) и Станислав Богушевич (Менск) Тадеуш Рейтан пытался сорвать сейм, чтобы не допустить утверждения Первого раздела Речи Посполитой — сначала они использовали формальные причины, так как по закону это заседание сейма должно было проходить в Гродно, а не в Варшаве, и председательствовать должен был подданный ВКЛ, а не подданный Польского королевства — кухмистр великий коронный Адам Понинский. Когда все средства были исчерпаны, Тадеуш Рейтан, добиваясь от Сейма протеста против Раздела, не выпускал депутатов из зала заседаний — лёг перед выходом со словами: «Убейте меня, не убивайте Отчизну!». Этот протест запечатлён на картине Яна Матейко «Рейтан. Упадок Речи Посполитой». Автор манифестов. Вел дневник своего посольства на Эктраординарный сейм (еще в 19 веке находился на хранении в родовом имении Рейтанов . В наше время нахождение неизвестно).
24-мар-2014 06:05 am
интересная подборка
24-мар-2014 07:00 am
За картины спасибо, но в описании полно мусора

Ни на какие танки с саблями поляки не кидались, геббельсовская лажа, на которую клюнул художник, к чему то тут притащен дед Ленина, никакого отношения к Польше не имеющий ...



.

24-мар-2014 07:54 am
как не имеющий, а Староконстантинов, это где ?
24-мар-2014 08:00 am
Возьмем вашу ссылку

Moshe Itzkovich Blank (Russian: Моше Ицкович Бланк) baptized as Dmitry Blank (c.a. 1758- after 1844) was a Jewish vodka-franchised[1] tavern keeper from Shtetl Starokonstantynów, Volhynian Voivodeship (now Ukraine)

ПС

Воеводство?

Тогда значит принадлежало Царству Польскому?

Тогда извиняюсь. :(



Edited at 2014-03-24 08:03 (UTC)
24-мар-2014 08:04 am
судя по датам он пол-жизни прожил в Речи Посполитой ?
24-мар-2014 08:13 am
"Старый град Константина (по-русски Староконстантинов) упоминается в сохранившихся раннемодерных общинных документах (на древнееврейском языке) этого города как «Константин яшан». Городок расположен в небольшом треугольнике, который образуют, сливаясь, реки Случь и Икопоть. Городок — местечко — сперва был небольшим селом, упоминаемым в хрониках около 1525 г., а в 1561-м был продан в частное владение польскому шляхтичу. Первоначально он принадлежал князю Константину Острожскому (1526–1608), одному из богатейших польских магнатов, которого за службу Речи Посполитой король назначил воеводой Киевских и Волынских земель. В честь своего владельца городок и был назван Староконстантинов. Константин Острожский возвел вокруг города башни, соединил их крепостными стенами, установил пушки и повесил на въездах в город мощные тяжелые ворота. Он также позволил татарам, полякам и евреям селиться в городке и заниматься торговлей. В 1637 г. польский король Владислав даровал городу Магдебургское право. Жители Староконстантинова, преимущественно евреи, получили особую привилегию, позволявшую им проводить регулярные ежегодные ярмарки, заниматься винокурным промыслом, пивоварением и винно-водочной торговлей.
[...]
Специалисты утверждают, что Мошко Ицкович Бланк родился где-то между 1758 и 1763 г., лет за пятнадцать до первого раздела Польши. Место его рождения не известно. Без сомнения, он говорил на идише и происходил из традиционной еврейской ашкеназской семьи. Бланк — польско-еврейская фамилия, не обычная, но и не редкая. На Подолии и Волыни жили и другие Бланки, при этом не обязательно родственники Мошко Бланка из Староконстантинова. Скажем, в Одессе занимался крупной торговлей подольский купец Файфель Бланк, поставщик русской армии, а в Каменец-Подольском проживал Мошко Бланк, гильдейский купец, полный тезка нашего староконстантиновского Мошко.
Мирьям Фроймович, жена Мошко и прабабка Ленина, была родом из Староконстантинова, где, по-видимости, она и родилась году в 1764. Она также принадлежала традиционному ашкеназскому еврейскому семейству. Ее фамилия, возможно, возникла из отчества, Фроимовна, по имени ее отца, Фроима (идиш от библейской формы Ефраим). Принимая во внимание низкую санитарную культуру и высокую детскую смертность, можно предположить, что у Бланков родилось больше детей, чем выжило: Абель родился в 1794 г., Либа около 1799 г., Израиль в 1804 г. После 1820-х Абель поменял свое имя на более звучное Дмитрий, Либа стала Любовью, а Израиль — Александром. Мошко Бланк сыграл решающую роль в обрусении детей."
Йоханан Петровский-Штерн "Еврейский вопрос Ленину"
24-мар-2014 07:59 am
"После нескольких месяцев осады послы Ивана Грозного запросили мира: на картине они ползают на коленях перед Стефаном. По картине, конечно, есть вопросы"

Конечно есть.))))) Поляки вообще большие фантазеры и романтики.))
24-мар-2014 08:05 am
Первоисточник "с саблями на танки" не Геббельс, как некоторым кажется, а Гейнц Гудериан, его "Воспоминания солдата": "Польская поморская кавалерийская бригада из-за незнания конструктивных данных и способов действий наших танков атаковала их
с холодным оружием и понесла чудовищные потери". /37- С.98-99/ Цитата была очень уместна в ряду других в кампании по дискредитации роли кавалерии в войне и потому упала на благодатную почву. В реальности всё было совсем иначе, о чём можно прочесть не только у поляков, но и у наших историков, например у Исаева в "Антисуворов. Десять мифов Второй мировой".
24-мар-2014 08:11 am

но Ежи Коссак писал картину в 1939, Гудериану было еще далеко до мемуаров
24-мар-2014 08:58 am
А про аковцев не писали картин?
25-мар-2014 01:30 am
Дзякуй.
Фольварок - это усадьба.
25-мар-2014 04:43 am
Фольварк. (folwark, от нем. Vorwerk - хутор) - польское наименование помещичьего х-ва, в узком смысле слова - барской запашки.
26-мар-2014 07:24 am
Спасибо за пост. Многое я и раньше видела, а многое увидела в первый раз.
ЗЫ "Дагестанская свадьба на Тверской" - порвало в клочья)))
This page was loaded окт 20 2019, 9:36 pm GMT.