Az Nevtelen (Az Nevtelen) wrote in ru_history,
Az Nevtelen
Az Nevtelen
ru_history

Categories:

Проект о введении единомыслия в германской печати

Внешние сведения. Германия. Lector. Фальсификация общественного мнения. // Новое Время. Пг., 1915. №14235, 26.10 (08.11), с. 3-4.

   С прусским министром внутренних дел фон-Лебелем случился пренеприятнейший «пассаж». Известно, что в Германии печать всегда пользовалась особым вниманием правительства. В добрые старые времена, при Бисмарке, фальсификация общественного мнения производилась простым и не сложным способом — путем подкупа отдельных журналистов и газет. Для этой цели в распоряжении правительства находился знаменитый «Reptilienfond», составлявший часть так называемого «фонда Вельфов», прикарманенного правительством при упразднении Ганноверского королевства. Но настало время, когда фонд этот исчерпался и так как ни от рейхс-, ни от ландтага ассигнований на подобную цель ожидать нельзя было, то правительству пришлось прибегнуть к разного рода ухищрениям и комбинациям, при помощи которых оно могло бы осуществлять свое влияние на печать без особых денежных затрат. Вопрос об официозе был разрешен легко и благополучно. «Norddeutsche Allgemeine Zeitung» принадлежит акционерному обществу, типография которого печатает официальную газету «Der Reichsbote», соответствующую нашему «Правительственному Вестнику». Небезвыгодный заказ этот в любой момент может быть, конечно, отнят, если бы редакция официоза позабыла о своих обязанностях. Телеграфное агентство Вольфа также является частным предприятием, акционерным обществом, но послушание его правительству обезпечено разного рода льготами, которые также «в случае чего» могут быть отняты. Таким образом правительству удалось, не затратив ни одного пфеннига, обзавестись двумя важными факторами современной печати, официозом и телеграфным агентством. Оставалось использовать еще третий фактор, имеющий особое значение, так называемые «Zeitungs-Korrespondenzen». Этим, специально немецким изобретением являются газеты, издающиеся исключительно для газет же. Годовая подписная цена их сравнительно очень высока, доходя до 500 и более марок, и подписчиками их являются редакции небольших провинциальных органов. Эти «Zeitungs-Korrespondenzen» иногда преследуют специальные задачи, давая своим подписчикам лишь текущие политические или экономические сведения, или передовицы по означенным вопросам, или картинки и заметки, посвященные модам, фотографии, «легкий фельетон», или только беллетристика. Иногда же оне дают все это вместе и тогда являются как бы обыкновенной газетой, с той только разницей, что печатаются лишь на одной стороне бумаги для удобства ножничной работы своих подписчиков-редакторов. Количество этих изданий весьма значительно, а распространение их переходит далеко за пределы Германии. Они одинаково удобны для редакций и для автором. Первые за ничтожный построчный гонорар (иногда 1/2, иногда даже 1/10 пфеннига за строку) или за необременительную годовую плату получают первоклассный газетный материал, приобрести который каждая газета в отдельности не была бы в состоянии, а вторые достигают этим путем такого распространения своих произведений, которого не могла бы дать им ни одна современная газета, причем труд их оплачивается не ниже, чем в обыкновенной газетной работе. Что же касается своевременности появления материала в разных газетах, то для какой-нибудь «Odessaer Zeitung», конечно, не составляет никакого неудобства, что ея передовица или фельетон двумя днями раньше или позже появилась в немецких газетах Буэнос-Айреса, Цюриха, Калькутты, так же, как для какого-нибудь листка в Инстербурге безразлична тождественность его содержания с таким же листком, издающимся в Меце.
   Этим-то орудием и воспользовалось германское правительство для незаметного для постороннего глаза, но тем не менее весьма действительного влияния на печать. Для этой цели в Берлине основана была «Neue Korrespondenz», не отличавшаяся по виду от десятков других «Korrespondenzen». Однако именно это сходство с другими подобными предприятиями не давало ей преобладающего значения в немецкой печати и круг ея клиентов был очень незначителен, в сравнении с распространенностью изданий старых солидных фирм. Тогда правительство решило создать что-нибудь столь усовершенствованное, что могло бы сразу уничтожить всякую частную конкуренцию. Решило и создало, поручив министру внутренних дел оповестить об этом создании всех подчиненных ему ландратов. Но в список адресов для разсылки циркуляра фон-Лебеля каким-то чудом вкрался адрес социал-демократического «Vorwärts», и это неисправимое дитя природы не нашло ничего лучшего, как полностью опубликовать послание министра. (...)
   Приводя этот любопытный образчик прусской административной техники, мы поясним лишь для читателей, незнакомых с тайнами типографского дела, что под «матрицами», о которых будет речь, подразумеваются изготовленные из бумажной массы клише с набора, по которым отливаются полосы стереотипа.
   После нескольких вступительных строк, посвященных значению печати вообще и особенно мелкой провинциальной печати, «направление которой оказывает громадное влияние на настроение в стране и на исход парламентских выборов», министр, переходя к существу дела, пишет:

   «Именно мелкие газеты, часто недостаточно обезпеченные материально, только тогда заинтересованы в пользовании официозным осведомительным аппаратом, если он действительно доставляет им известные редакционные и технические выгоды. Издатели и редакторы должны быть принуждаемы своим собственным интересом выписывать правительственный орган осведомления и основывать свою редакционную работу исключительно на нем а не пользоваться им на ряд с другими лучше приспособленными к нуждам мелкой прессы, частными изданиями. Я признал поэтому своевременным создать для длительного и интенсивного влияния аппарат, который технически и по предлагаемому материалу вполне удовлетворял бы разнообразные потребности мелкой и мельчайшей печати, считаясь со средствами разных издательских фирм. Для этой цели издания акционерного общества «Центральное бюро немецкой печати» будут выпускаемы в трех видах:
   1) «Deutsche Reichskorrespondenz». Будет выходить на правах рукописи в форме обыкновенной «Zeitungs-Korrespondenz» ежедневно и давать мелкой печати весь интересующий круг ея читателей газетный материал. Цена при ежедневной доставке 10 марок в месяц, при доставке через день 5 марок. Задача этого издания будет состоять прежде всего в экономии редакционных сил, путем доставки редакциям достаточного количества доброкачественного осведомительного и публицистического материала.
   2) Отдельные статьи этого издания могут быть доставляемы издателям в готовых матрицах, что уже не только сократит редакционную работу, но и даст значительную экономию в стоимости набора газетного нумера. Цена отдельного нумера «Reichskorrespondenz» в матрицах опредена в 4 марки, тогда как набор соответствующего материала ручным способом обошелся бы в 18—20 марок, а на наборной машине 16 марок. Этот способ обслуживания мелкой печати давно уже принят во всех государствах (?) и очень распространен среди немецкой партийной печати. Результаты его применения везде оказались блестящими.
   3) «Газета без названия». Найдет распространение всюду, где расходы по редакции, набору и печати не соответствуют незначительному тиражу газеты. «Газета без названия» доставляется издателю в потребном количестве экземпляров с готовым текстом на внутренних страницах листа. Первую и четвертую (наружные страницы) издатель сам заполняет заголовком газеты, известиями и заметками местного характера, объявлениями, а в окружных ведомостях и официальными публикациями. При тираже в 500 экземпляров достигнутая таким путем экономия будет равняться 60—70%. При помощи «газеты без названия» значительно облегчится также открытие новых органов печати, для чего уже не потребуется организация сложного издательского и редакционного аппарата.
   Текст всех названных изданий будет находиться под тщательным наблюдением и непосредственным влиянием одного из чинов министерства.
   Я прошу ваше высокоблагородие войти в сношение с издателями и редакторами войти в сношение с издателями и редакторами, доступными нашему влиянию, рекомендовать им названные издания и посоветовать им снестись с указанной фирмой. О предпринятых вами шагах и достигнутых результатах ваше высокоблагородие благоволите донести мне в двухмесячный срок через посредство правительственного президента.
   Подписано: фон-Лебель».
   Изобретательность и техническая приспособляемость германского правительства поистине изумительны. Выдумать эту «газету без названия», но с единообразным, свыше утвержденным содержанием, мог только народ, обладающий такими выдающимися казарменными способностями, как Немцы.
Tags: 1910-e, Германия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments