Az Nevtelen (Az Nevtelen) wrote in ru_history,
Az Nevtelen
Az Nevtelen
ru_history

Из литературной критики Русского Знамени

Сатанелла Лёвберг



Дудниченко И.И. «Наш Мессия, наша надежда Израиля, наш чародей». // Русское Знамя. Пг., 1916. №77, 05 (18).04, с. 3.
(...)
   «Путь студенчества».
   Вышел в свет №1 нового студенческого еженедельника «Путь студенчества». «Двухнедельный журнал литературы и публицистики». Редактирует Чичагов. Издательством заведывает Микулин. Обложка оранжевая, с рыжей полоской. Сотрудничают же Грузенберг, Туркельтауб, Фридлянд, Абе, Биленкин, Левберг. (...)
   Физиономию нового якобы студенческого журнала нечего изучать. Она характерна для всех изданий этого рода. С глубокой грустью перечисляя все канувшие в лету на законном основании подобные же студенческие издания, новый «Путь» набрасывается с чисто иудейским пылом на журнал русского студенчества «Вешние Воды», именуя его изданием «Смердяковых от литературы» и заявляя, что «из номера в номер «Вешних Вод» печатаются изступленные, как слюна бешеной собаки, ядовитые бредни о «сатанизме и человеческих жертвоприношениях у евреев». Это не мешает, однако, литераторам иудейского журнала «Путь студенчества» писать и печатать перлы подобные тому, который помещен в №1 сего журнальчика и принадлежит вдохновению Марьяси Левберг:

      Куранты таинственно пробили
      О том, что дьявол — в аду...
      К нему за perpetuum mobile
         Я пойду...
      На белой бумаге идея
      Замкнула единственный круг
      Мне надо только движенье
         Огненных рук.

   Эта «поэтесса» — чего доброго — сто очков даст вперед самой Зинаиде Гиппиус! (...)


Е.О. Вольский, он же Пессимист



Правдолюбов И.И. [вероятно Дудниченко И.И.]. Б.А. Пеликан проводит жидов в почетные мировые судьи. // Русское Знамя. Пг., 1916. №87, 20.04 (03.05), с. 3.
(...)
   «Русская Речь» в лице редактора Е.О. Вольского (он-же Пессимист, Егор Егоров и Смоленский) усиленно защищает Пеликана (...) Захват «Русской Речи», созданной христианским обществом и узурпированной теперь г.г. Пеликаном, Мечниковым, Доманским и иудеем Хари, сделала свое гнусное дело. Тираж упал до минимума (...)


Ходовые темы книжного рынка.



Пр-кий А.Н. Идейная, литературная компания. // Русское Знамя. Пг., 1916. №46, 27.02 (11.03), с. 2.

   В литературе новейшей формации происходит какой-то странный, необычайный для чуткого интеллигента, переворот. Переворот, говорящий о близком падении прекрасных, светлых идеалов, о нравственном разложении нашего, так называемого, общества, об отсутствии чистых духовных стремлений и наконец просто о грязи наших нравов, о развращенности человеческого ума. Знаменитый Куприн создал свою славу на «Поединке» и «Ямах», рисующих низменные инстинкты людей, больные психологии и притоны похоти — публичные дома; Арцыбашев — на «Санине», где героем является мужчина— животное, самец не знающий границ своему цинизму и желаниям; Леонид Андреев — на улавливании больных, вредных идей извращенной души и на восхвалении их; Максим Горький — на панегириках лохмотьям, спившимся героям обыденщины, ворам, притоносодержателям и проституткам. (...) Какой-то Марк Криницкий, вылезший из затасканной редакционной корзины и уверяющий через «Свободный журнал», издающийся при его участии в Москве [?], что он тоже писатель и притом популярный, ищет похотливость в душе и чувствах нашей женщины. (...) На этих днях в книжных киосках я наткнулся на новый шедевр искусства, к сожалению, не лишенный талантливости и большой красоты слога. Называется книга «Так вот она любовь!» и принадлежит перу писателя Евгения Иванова. (...) Из вступления ясно, какие цели преследует автор, какую аудиторию избирает он себе. Аудиторию из извращенных и порочных неврастеников-полупсихопатов. (...) Теперь коснемся содержания книги Евгения Иванова. «Череп» — это первый разсказ. Автор разсказывает о своем впечатлении, когда первый раз посетил анатомический театр и заказал череп из головы женского трупа, которую при нем же отпилили. (...) Далее идут разсказы о фабрике скелетов, о червях, найденных в вырытом гробе красавицы—балерины, о любви близнецов к своему импресарио, о матери и дочери проститутках, о различных формах жадного разврата. Темы необычайно ходовые и умно подобранные для книжного рынка. (...)


За кулисами русской литературы.



Пр-кий А.Н. Литература наших дней. // Русское Знамя. Пг., 1916. №58, 12 (25.03), с. 2.

   Только на этих днях (...) я писал об идейной литературной компании, развращающей нравы нашего общества, (...) я взялся за рукопись не для того, чтобы (...) подойти ближе к кулисам русской литературы. Писатель Сологуб, очень талантливый, но смакующий слюнявыми губами похоть во всех видах, образах и формах — один из наиболее модных литераторов у кокоток, дам полусвета и начитанных горничных. Он даже организовывал в Петрограде какие-то вечера с римскими вакханалиями и выходил на них сам в плаще и сандалиях. Около него группировались, таким образом, его первые почитательницы-психопатки. Знаменитый порнографист Кузмин (...) даже сейчас он появляется всюду с каким-то безусым юнцом, которого открыто и нагло рекомендует — «моя жена». (...) Писака, истерически хватающийся за рекламу, ничтожный по способностям, но сделавший себе некоторое имя — Анатолий Каменский, просто скверный карлик—порнографист с замашками завсегдатая публичных домов и дерзостью плохого портретиста на злобу дня. (...) Я уже писал о книге Евгения Иванова «Так вот она любовь». Ярко талантлива, но необычайно цинична. (...) Мне жалко таланта его, направленного на ложный путь. (...)


Есть-ли штаны у Маяковского?


Пр-кий А.Н. Новости жидо-русской литературы и читающая женщина общества. // Русское Знамя. Пг., 1916. №67, 26.03 (08.04), с. 3.
(...)
Далее беру книгу какого-то Маяковского «Облако в штанах». Сумасшедший, или расчетливая, грошевая бездарь? Чушь и сумбур вопиющие! Бездарный, неграмотный канцелярист, которому взбрело в голову, что он поэт. В произведениях (с позволения сказать) этого субъекта я вижу только скверное кривлянье на потеху базарной площади. Почему «Облако в штанах»? Может быть у самого автора нет этой принадлежности туалета и «христовым именем» в искусстве он думает добыть их? (...)


Примечания.


   ядовитые бредни — вероятно, речь о статье М.М. Гротта (М.М. Спасовского) «Некам Адонай!», упоминавшейся в посте С.Б. Любошиц о славяно-монголах, или о чем-то наподобие статьи, упомянутой в рецензии Критические заметки. —итъ. Вешние Воды. Научно-литературный художественный студенческий журнал. Книга 2—3 (т. XI-XII). Петроград. 1915 год. // Русское Знамя. Пг., 1916. №4, 06 (19).01, с. 4:
(...) Следующая статья Ф. Тигранова интересна по оригинальной постановке еврейского вопроса. (...) Во второй половине своей статьи Ф. Тигранов развивает философскую точку зрения и религиозные воззрения еврейства и между прочим говорит:— «Евреев ведет некий бог-супруг; мы сами Мужебоги, боремся с ними под знаменем вечно женственного: Тайна (Нейт, Изида), Мудрость (Афина, Брюнгильда), Милость (Мадонна) предводительствуют нами; жестокий и внеразумный Иегова командует враждебною нам армией полениц (амазонок) — еврейством. Война эта носит все черты метафизического характера. Земная победа, очевидно, будет одержана нами, так как мы сильнее евреев, мужчина физически сильнее женщины. Решусь высказать догадку, что мы вправе надеяться на победу нашей небесной заступницы над Иеговой, ибо там, в сфере Духа, дело обстоит как раз наоборот: Нейт сразила духов тьмы, Афина — гигантов, семя жены сотрет голову змия, совпадающего во всех священных писаниях с Демиургом. Мадонна свергнет Ваала—Иегову: так говорит нам наше арийское понимание, по котрому милость выше правосудия, неделание выше индустрии, мудрость выше силы и созерцание выше движения». Этих цитат вполне достаточно, чтобы судить, какой великий интерес представляет статья Ф. Тигранова, затрагивающая далекие глубины еврейства, его сокровенную сущность, его злое и мстительное, темное бытие». (...)


   Дудниченко И.И. — в январе 1916 г. организовал в Одессе бюро правой печати, см. Дудниченко И.И. Вниманию правительства, правых организаций деятелей и органов печати. // Русское Знамя. Пг., 1916. №44, 25.02 (09.03), с. 2.

   Редактирует Чичагов — фактическим редактором Пути Студенчества был М. Кольцов (М.Х. Фридлянд), см. Скороходов Г.А. Михаил Кольцов: Критико-биографический очерк. М., 1959. с. 10.

   Е.О. Вольский — Георгий Иосифович (Осипович) Вольский, литератор, годы жизни неизвестны; редактор одесской газеты «Русская Речь» (1908—1917), «Свободная Россия» (март 1917), см. Газети України 1917–1920 років у фондах Національної бібліотеки України імені В. І. Вернадського. К., 2014. с. 200, Периодическая печать в России в 1917 году : библиографический указатель / ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1987. Ч. 2, с. 128, в Одессе жил до 1918, см.
Быханова Т.П. Энциклопедия литературной жизни Одессы (таблицы в помощь экскурсоводам и не только). // Юго-Запад. Одессика. Историко-краеведческий научный альманах. Одесса, 2018. Вып. 24, с. 213-256, на с. 239, или до 1930-х, т.к. по некоторым данным он под псевдонимом Фалеса Аргивянина написал «Мистерию Христа», см. Айдинян С.А. Кто был автором "Фалеса"? // Дельфис. М., 1996. №2 (7), с. 48-49. В рецензии Меньшиков М.О. Письма к ближним. Темные лучи. Особый промысел. // Новое Время. Пг., 1916. №14652, 18 (31).12, с. 6 на изданную в 1916 г. книгу Г.В. «Теософические вечера» о личности автора сказано, что «насколько я могу судить, это один из даровитейших русских публицистов, подвизающийся в Одессе под именем Егора Егорова и Пессимиста».

   он-же Пессимист — «Маленькие фельетоны» в «Русской Речи» подписывались этим псевдонимом; например, Маленький фельетон. Пессимист. Из записной книжки пессимиста. // Русская Речь. Одесса, 1911. №1638, 04 (17).06, с. 3:
(...)
   Недавно один знакомый спросил меня:
   — Неужели вам не надоело писать о иудеях?
   — Смертельно надоело,— откровенно ответил я.
   — Так в чем же дело? Разве нет других тем?
   — Злободневных — безусловно нет. Куда не посмотрите — везде и во всем иудеи. «Ищите женщину» — устарело. Теперь нужно во всех случаях говорить: «Ищите иудея».
   Вот, например, в местном отделении Императорского музыкального общества все дело идет по указке иуд... (...)

   Пр-кий А.Н. — псевдоним не раскрыт.
Tags: 1910-e, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments