Az Nevtelen (Az Nevtelen) wrote in ru_history,
Az Nevtelen
Az Nevtelen
ru_history

Categories:

Грингмут евреем не был

Либрович С.Ф. Не русская кровь в русских писателях. СПб., 1905. с. 54.

(...) Грингмут — происходит из немецкой, саксонской семьи;
за ним так легко укрепились придуманные кем-то имена «Карл-Амалия»,
хотя на самом деле зовут его Владимир Андреевич.


Заметка о князе Мещерском, издателе «Гражданина». // Московские Ведомости. М., 1893. №92, 05 (17).04, с. 3.

   Мы, наши мнения и наша газета давно стали поперек горла князю Мещерскому и его Гражданину. (...) Ложь и клевету из года в год выдвигает он против нас, эти же орудия, по мере надобности, непрестанно направляет он, не стесняясь никакими нравственными и иными соображениями, и против всех других навлекших на себя нерасположение его и его согласников. (...)
   Как сказано выше, мы давно уже сделались для него излюбленною мишенью лжи и клевет,— не только с той минуты как стали издателями Московских Ведомостей, но и тогда когда был еще нерешенным вопрос кто будет их издателем. Уже с той поры издателем Гражданина пускались против нас в ход всяческие инсинуации,— с особенною же настойчивостью утверждалось будто Московские Ведомости в наших руках газета «еврейская», отданная на служение Евреям и еврейским интересам. (...) Но в последнее время клеветническая ложь князя Мещерского в этом отношении пошла кресчендо. Так, получив от нас должное по поводу своей более чем странной выходки против Екатеринославского дворянства, князь Мещерский ответил нам (№83 Гражданина) вопросом:

   Отчего Московские Ведомости так неумолимо придирчивы к Немцам в России, и так безконечно снисходительны к Евреям в той же России?

   Затем, по поводу напечатанных нами статей профессора Д.И. Иловайского, князь Мещерский доходит уже до последних пределов наглости (№88 Гражданина). Например, вот что он пишет:

   Бедный г. Иловайский, помешавшийся на том что надо из себя сделать Каткова нынешних Московских еврейских Ведомостей.
   Правда, сегодняшний Георгий Победоносец сидит не на белом коне, а на черных жидах, но все же отчего и ему не возмнить о победе над драконом!
   Во всяком случае, приветствую колыбель новой России, России возрождения, России антипетербургской в редакции Московских Ведомостей. И если православие там проповедуют Евреи, патриотизм — тоже Евреи,— то почему же поход против нигилизма и государственной измены в лице Гражданина — не проповедовать таким Катковым, как Иловайские...

   Мы не знаем, будет ли отвечать почтенный Д.И. Иловайский на относящуюся к нему ругань. Но мы должны, наконец, высказаться, по поводу систематической лжи относительно Московских Ведомостей. (...)
   Сам князь, как бы ни был он невменяем во многих отношениях, все же не ребенок, а равно не признан больным психически,— он юридически ответствен за свои слова и поступки, в том числе и за систематическую, настойчиво распространяемую им, путем печати, злостную и заведомую клевету. В виду этого, мы настоятельно требуем, чтобы он обстоятельно изложил:
   1) На каких основаниях позволяет он себе объявлять нашу газету «еврейскою»?
   2) В чем именно выразилось мнимое «еврейство» Московских Ведомостей?
   3) Кто те Евреи, которые, будто бы, в нашей газете «проповедуют православие и патриотизм»?
   Князь Мещерский должен назвать имена этих Евреев, должен прямо, без уверток, ответить на поставленные ему вопросы, иначе к рекомендованной ему Новым Временем замене подписи «князь Мещерский» подписью «лжец Мещерский» придется, пожалуй, добавить еще вариант — «клеветник Мещерский».
   Для облегчения же издателю Гражданина труда его по сочинению требуемых нами от него ответов, сообщим ему, что в составе редакции Московских Ведомостей нет ни одного Еврея. Есть у нас, правда, один сотрудник, заведующий одним из отделов иностранных известий, издавна бывший сотрудником также и М.Н. Каткова,— сотрудник еврейского происхождения, но не еврейского, а православного исповедания, притом принявший православие не в последние годы, когда для многих переход в православие может быть делом разсчета, а более четверти века тому назад, когда особенных выгод быть православным, помнится, не ощущалось. Еврейское происхождение одного из наших сотрудников не может класть и не кладет никакого еврейского клейма ни на нашу газету, ни на работы самого этого сотрудника, точно так же как княжеское происхождение издателя Гражданина отнюдь не делает его поступков «княжескими», то есть приличествующими князю.
   В заключение считаем не лишним предупредить князя Мещерского что в случае дальнейших его попыток повторять и поддерживать распространяемые им о нас клеветы, мы найдем себя вынужденными потребовать от него гласного ответа пред судом.

Еще о «князе» Мещерском. // Московские Ведомости. М., 1893. №96, 09 (21).04, с. 7.

   Три дня тому назад (Моск. Вед. №92 от 5 апреля) мы напечатали Заметка о князе Мещерском, издателе «Гражданина». (...)
   Требуемых от него ответов,— дать которые, при подобных обстоятельствах, счел бы своею обязанностию каждый честный человек,— князь Мещерский не дал...
   Вместо требуемых ответов, в №94 Гражданина появилась лишь бездельная, клоунская отписка, за которую, притом, неизвестно кто несет ответственность — издатель ли Гражданина, или приставленный им к нему с недавнего времени редактор К. Филиппеус. (...) Но даже и в том случае если за все напечатанное в Гражданине, с того дня как его подписывает г. Филиппеус, ответственность лежит на сем последнем, князь Мещерский не может снять с себя ответственности за то что печаталось в Гражданине ранее означенного, злополучного для г. Филиппеуса, дня.

Среди газет и журналов. // Новое Время. СПб., 1893. №6149, 13 (25).04, с. 2.

   На днях, у «Моск. Ведомостей» завязался спор с «Гражданином» по поводу евреев, сотрудничающих в газете г. Петровского. «Моск. Ведомости», утверждая, что в редакции их находится только один еврей, потребовали от кн. Мещерского назвать имена других их сотрудников еврейского происхождения.
   Так как кн. Мещерский не отвечал г. Петровскому, то один москвич, хорошо знакомый с журнальным миром первопрестольной, сообщает нам, что кн. Мещерский не был совершенно не прав, говоря о некотором пристрастии г. Петровского к евреям. По сведениям этого москвича, в составе редакции «Моск. Ведомостей» находятся, будто бы, следующие лица еврейского происхождения: двое гг. Гольденвейзеров, двое гг. Грингмутов, гг. Коган, Варнер и Беневоленский. Некоторые из этих лиц, впрочем, христианского вероисповедания.

Мистификация «Нового Времени». // Московские Ведомости. М., 1893. №102, 15 (27).04, с. 2.

   Новое Время сделалось жертвой грубой мистификации со стороны какого-то анонимного «москвича, хорошо знакомого (??) с журнальным миром первопрестольной.
   Вот что напечатано в №6149 газеты г. Суворина: (...)
   Просим г. Суворина перепечатать в ближайшем нумере Нового Времени следующую справку, возстановляющую истину, искаженную его анонимным корреспондентом:
   1) В составе редакции Московских Ведомостей нет ни одного лица нехристианского вероисповедания.
   2) Ни в составе редакции, ни в числе корреспондентов газеты г. Петровского никогда никаких гг. Варнеров (Вернеров?) и Беневоленских не было.
   3) В.А. и Д.А. Грингмут входят в состав редакции Московских Ведомостей, но ни они, ни предки их Евреями не были.
   4) А.А. Коган в состав редакции Московских Ведомостей не входит, живет постоянно заграницей, откуда пишет корреспонденции в Московские Ведомости; по рождению он христианин, а по направлению — убежденный антисемит.
   5) В составе редакции Московских Ведомостей за все время редакцтирования их г. Петровским никогда не было «двух гг. Гольденвейзеров», а был и есть только один, Б.С. Гольденвейзер; это тот самый сотрудник о котором мы сами заявили князю Мещерскому, потребовав от него назвать имена других лиц еврейского происхождения входящих будто бы в состав нашей редакции. При сем желаем необходимым повторить что Б.С. Гольденвейзер — более четверти века православный христианин, причем ни по своим убеждениям, ни по своему положению в редакции не может влиять на какое-либо «еврейское» направление Московских Ведомостей, которого абсолютно не существует. (...)

Среди газет и журналов. // Новое Время. СПб., 1893. №6154, 18 (30).04, с. 3.

   Г. Петровский в ответ на справку, приведенную нами, о лицах еврейского происхождения в «Моск. Ведомостях», заявляет что: (...)
   Это опровержение почти не расходится с указанием, сделанным нами со слов «москвича», за исключением обязательного у всех поименованных лиц христианства и существования в редакции «Моск. Вед.» только одного г. Гольденвейзера, а не двух лиц с этою фамилиею. Г. Коган пишет еженедельные фельетоны в газете г. Петровского и потому нельзя его считать посторонним для редакции. Г. Беневоленский — как нам передали — псевдоним лица еврейского происхождения, писавшего в «Моск. Вед.» статьи именно о православии, и отдельные брошюрки в защиту еврейства. Что касается до гг. Грингмутов, то по сообщениям «москвича», отец этих сотрудников «Моск. Вед.» был евреем, принявшим лютеранство. Впрочем, что «доказывают» все эти опровержения газеты? Курьезно, если обнаруживается трогательное единение между направлением газеты и составом ея редакции, но когда речь заходит о первом, ссылаться на неизвестные литературные личности, как приходится делать газете... тоже курьезно, ибо обещания, которые дает г. Петровский за своих сотрудников, опять нужно доказать, а чем? Положение, не имеющее выхода — согласны!

Грингмут В.А. Письма в редакцию. II. // Новое Время. СПб., 1893. №6158, 22.04 (04.05), с. 3.

   М.Г. В №6154 «Нового Времени», в отделе «Среди газет и журналов», приведено совершенно неверное сообщение какого-то «Москвича», будто мой отец «был евреем, принявшим лютеранство». Многочисленные москвичи, лично знавшие моего отца во время его тридцатилетней педагогической деятельности в Москве, могут вам подтвердить, что он никогда евреем не был. Он был родом из прусской Силезии, где фамилия Грингмут довольно распространена, и еслиб вам угодно было навести там справки, вы могли бы точно также убедиться, что ни один из Грингмутов ни теперь, ни прежде никогда евреем не был.
   Разчитывая на ваше чувство справедливости, я уверен, что вы возстановите истину относительно моего отца в ближайшем нумере вашей газеты.

Среди газет и журналов. // Новое Время. СПб., 1893. №6158, 22.04 (04.05), с. 2.

   Мы поместили сегодня письмо сотрудника «Моск. Вед.» г. Владимира Грингмута, где он заявляет о своем немецком — не еврейском — происхождении, о котором мы сообщали со слов «Москвича». Думаем, однако, что г. Грингмут не надеется, что мы станем делать справки в Силезии о нем или о ком нибудь из сотрудников «Моск. Ведом.». Собирать справки в Силезии, искать там метрические свидетельства сотрудников газеты г. Петровского есть прямое дело только г. Петровского и его редакции.
   «Моск. Вед.» сегодня говорят о какой-то «клевет» с нашей стороны, так как мы указали, что в составе ея сотрудников есть «перекресты». Что это за недомыслие со стороны г. Петровского? Клевета есть дело, позорящее честь. Какой такой позор г. Петровский видит в происхождении кого бы то ни было от евреев или от немцев? Хорошего же он мнения о своих сотрудниках иноземного происхождения, нечего сказать.

Среди газет и журналов. // Новое Время. СПб., 1893. №6166, 30.04 (12.05), с. 2.

   «Моск. Вед.» в совокупности с «Астраханским Листком» и, кажется, еще заодно с «Приазовским Краем», собираются приняться за устройство «добрых нравов» в русской журналистике. «Добрые нравы» — в глазах г. Петровского — это те, которые позволяют производить «сыски», где ему вздумается, но они перестают быть добрыми, если кто-нибудь применяет эти самые приемы по отношению к самому г. Петровскому; тогда на языке «Моск. Вед.» они называются уже «клеветою». Что делать! Это именно случай, когда приходится говорить: «Врачу — исцелися сам».

Московская жизнь. У монархистов. // Голос Москвы. М., 1908. №226, 30.09 (05.10), с. 5.

   28 сентября, в присутствии митрополита, в епархиальном доме состоялось многолюдное собрание монархистов. (...)
   Заседание открыл речью протоиерей Восторгов, сделавший сообщение «Из семейной хроники В.А. Грингмута». Оратор опровергал распространившийся слух, что покойный — крещеный еврей. По его изследованию, В.А. Грингмут — сын выходца из прусской Силезии, занимавшего там кафедру древних языков. Его вывез в Россию гр. Строганов в качестве воспитателя своих детей. (...)
Tags: 19 век, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments