troublestrut (troublestrut) wrote in ru_history,
troublestrut
troublestrut
ru_history

Categories:

"Победа" 60 лет на дороге


Есть вещи, которые с самого своего появления не только выполняют функциональное назначение, но и становятся историческими символами. Человеческое сознание стремиться выстраивать цепочки ассоциаций, в которых социальное время, измеряемое жизнью поколений, обретает черты не только произведений искусства, памятников архитектуры, но и куда более простых материальных объектов. Именно эти простые вещи - предметы массового потребления имеют зачастую огромное символическое значение для времени своего создания. А затем потомки привыкают отождествлять эпоху с набором этих предметов и их изображений - визуальным рядом, воплощающим их представления о прошлом.
В ХХ веке одним из таких предметов стали автомобили.Сначала это произошло в США, где в 1920-е гг. конвейерные детища Форда стали доступны миллионам. В 1930-е гг., с развитием немецких, французских и британских автокомпаний, то же самое началось в Западной Европе. А после Второй мировой войны – наконец-то в СССР. Есть даже точная дата – 28 июня 1946 г. В этот день начался выпуск первого по настоящему массового советского автомобиля ГАЗ 20М, более известного как «Победа».



До «Победы» в Советском Союзе почти не было понятия «частный автомобиль». Ими обладали буквально единицы – высокопоставленные чиновники, военные, а также известные и приближенные к власти люди – писатели, кинематографисты, академики, знаменитые летчики. Победа в Великой Отечественной войне расширила круг тех, чьи потребности увеличились настолько, чтобы включать в себя и частный автомобиль. За границей побывал не только высший, но и средний офицерский состав, увидевший, что в побежденной Германии, несмотря на вызванный затянувшейся войной тяжелейший экономический кризис и полное отсутствие свободного топливного рынка, автомобилями обладали достаточно многие. Кроме того, создание массового отечественного автомобиля стало вопросом государственного престижа – за время войны в стране появилось немало зарубежных машин, как трофейных, так и поставленных союзниками. Необходимо было показать, что наша промышленность тоже может производить не только хорошие танки. В 1940-е – 1950-е гг. в СССР начали формироваться сравнительно широкие социальные группы с доходами выше среднего, которые уже имели достаточно свободных денег для того, чтобы образовать потребительский спрос на продукцию автомобильной промышленности. Плановая экономика тоже подчинялась законам рынка. Конечно, «Победа» не стала доступна действительно многим. Но в отличие от ЗиСов и Эмок, производство этого автомобиля было рассчитано не только на партийно-хозяйственную, военную и культурную элиту, но и на начавший формироваться после войны советский средний класс.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments