?

Log in

No account? Create an account
Вопросы истории
РАВЕННА 
7-фев-2007 04:05 pm
hussar


В стихотворении "Равенна" (1909) А. Блок рисует образ города - кладбища минувших эпох:
Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.


Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.

От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.

Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег.

Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет.

Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.

А виноградные пустыни,
Дома и люди - всё гроба.
Лишь медь торжественной латыни
Поет на плитах, как труба.

Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек, порой,
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой.

Лишь по ночам, склонясь к долинам,
Ведя векам грядущим счет,
Тень Данта с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет.

Равенна, небольшой городок на севере Италии, находится на отшибе от основных туристических маршрутов; даже море отступило далеко от города, некогда располагавшегося на побережье Адриатики. Только древние памятники свидетельствуют о великом историческом прошлом этого города, в котором завершил свой жизненный путь Данте.

Равенна была резиденцией последних императоров Западной Римской империи, начиная с Гонория. Затем она была столицей короля остготов Теодориха Великого, завоевавшего в 493 г. Италию. В 540 г. город был отвоеван войсками императора Восточной Римской (Византийской) империи Юстиниана.

Равенна становится центром т.н. Равеннского экзархата, наместничества византийского императора, долгое время бывшего оплотом империи в Италии. В 751 г. Равеннский экзархат был захвачен лангобардами, затем отвоеван у них франками.

В Равенне сохранился уникальный комплекс византийских церковных зданий V-VII вв. с великолепными мозаиками, свидетельствующими о становлении христианской иконографии в первые века существования Византийской империи. В самой Византии, охваченной в VIII вв. иконоборчеством, раннехристианские мозаики практически не сохранились.

Стихотворение А. Блока содержит указания на главные достопримечательности Равенны: мавзолей Теодориха и мавзолей Галлы Плацидии (V век), базилики Сан-Витале и Сант-Аполлинаре (VI век).

Мавзолей Теодориха, построенный из массивных каменных блоков, с небольшим ложным куполом свидетельствует об упадке строительной техники в Италии в период варварских королевств.


Крестообразная в плане церковь, построенная в первой половине V в., получила название Мавзолея Галлы Плацидии - дочери императора Феодосия Великого. Однако на самом деле Галла похоронена в Риме, а её так называемый мавзолей был молельной капеллой.


Скромное наружное убранство церкви резко контрастирует с богатством интерьера. Нижняя часть стен облицована гладким мрамором. Поверхности купола и арок, закруглённые участки стен под арками (люнеты) покрыты мозаиками из смальты на синем фоне, а не золотом, как было принято впоследствии. На куполе изображен небесный свод с золотыми звездами, сверкающими на темном фоне, и золотым крестом. По аркам вьются золотые виноградные лозы - символ Христа: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь." (Ин. 15:1), "Аз есмь лоза, вы же гроздие" (Ин. 15:5).

Указание на проповедь Христа как источник истины содержится в изображениях голубей, пьющих из чаши.


Сам Христос изображен в образе Доброго Пастыря, характерном для раннехристианского искусства: "Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы... " (Ин. 10:11). Добрый пастырь - красивый юноша, напоминающий кроткого Орфея на античных изображениях, вокруг которого пасутся овцы, символизирующие верующих - "овец Христовых".


Равеннская церковь Сан-Витале (середина VI в.) - представляет в плане восьмиугольник с выступающей апсидой, в которой находится алтарь. Стены укреплены мощными контрфорсами.


Интерьер церкви Сан-Витале поражает своим богатством. Нижняя часть стен украшена мраморной инкрустацией, выше вся поверхность стен и сводов покрыта великолепными мозаиками.










Замечательная мозаика представляет императора Юстиниана и императрицу Феодору с придворной свитой.




Стражники-телохранители на мозаике имеют золотые шейные гривны и щиты с монограммой Иисуса Христа.


Христос по-прежнему изображается в виде безбородого юноши. (Канонический образ Иисуса Христа в виде бородатого мужчины сложился только в VIII-IX вв.) На этой мозаике изображен Христос, протягивающий мученический венец Святому Виталию. Ангелы и святые по сторонам Христа расположены симметрично: Святой Виталий принимает дар от Господа, Святой Экклесий - строитель первой на этом месте церкви - преподносит Христу модель храма.


На этой мозаике изображена Ветхозаветная Троица и сцена жертвоприношения Авраама.


Капители Сан-Витале существенно отличаются от античных, они представляют собой куб со скошенными книзу боковыми гранями. Такая форма капители позволяет лучше выдерживать давление арочных сводов, опорой которых служат колонны. Поверхность капители покрыта сплошным рельефным орнаментом.




Церковь Святого Аполлинария (Сант-Аполлинаре Нуово), построенная в начале VI в., представляет собой типичную трехнефную базилику, имеющую вид вытянутого прямоугольника, к которому с востока примыкает полукруглая апсида.


Общий вид алтарной апсиды.


На мозаике купола апсиды изображен св. Аполлинарий с овцами.


Два ряда колонн делят внутреннее пространство на три продольных нефа (корабля).


Колонны базилики Сант-Аполлинаре украшены коринфскими капителями, служащими единственным напоминанием об античной ордерной системе, от которой отказалась византийская средневековая архитектура.


Над аркадой тянется мозаичный фриз, изображающий процессию святых.

Волхвы, несущие дары младенцу-Иисусу.
Comments 
7-фев-2007 01:37 pm
Спасибо большое!
7-фев-2007 07:39 pm
Прекрасные снимки!
Я была в Равенне этим летом, но до мавзолея Теодориха не добралась - предпочла поехать в Модену.
Мозаики роскошные, но в маленькой церковке около железнодорожной станции выставлены другие, простенькие, напольные, при этом обаятельные, как детские рисунки.



http://diana-spb.livejournal.com/12799.html#cutid1
12-фев-2007 03:21 pm
Красота то какая! А волхвы во фригийских колпаках... А этого Юстиниана я помню чуть ли не по школьному учебнику истории...
19-окт-2007 06:01 am
да, очень интересно, спасибо,
вопрос - а почему византийцы перестали делать античные капители?
не хотели,
не умели - не могли,
19-окт-2007 03:05 pm
Я, пожалуй, напишу пост про византийские капители.
Византийцы вообще отказались от ордерной системы. Изменились эстетические каноны, и, видимо, имело место отторжение "языческой" храмовой архитектуры.
Увеличилась также функциональная роль колонн как опорных, несущих элементов.
Многие византийские капители имитируют коринфские, есть также подобия ионических.
19-окт-2007 04:22 pm
именно - "подобие", но явное несходство,
а ведь подлинники, которым было 50-100 лет, были везде вокруг,
и в этой связи - есть ли данные по численности населения
Рима и Константинополя,
Византия не так и много построила,
Что мы знаем о 5, 6 веках - очень мало…
20-окт-2007 05:37 am
Численность населения Константинополя достигала 600 000 чел. (в эпоху расцвета), т.е. была сравнима с населением Рима. К 1453 г. в городе проживала едва ли 1/10 прежнего населения.
При императоре Юстиниане в 6 в. построен ряд крупнейших зданий и сооружений, таких как собор Святой Софии и Цистерна Базилика, но строительная активность в Византии, конечно, была несравнима с Римом.
20-окт-2007 08:34 am
вот это и странно,
разделение-то было к тому моменту уже давно,
жизнь уже бы могла "кипеть",
порт,
где все это?
"темные века" - темны своей безлюдностью,
вот готика - сколько сделала,
видимо крушение Рима так ослабило Восточную Римскую Империю,
или Рим (и ЗРИ и ВРИ) эпохи упадка был сам уже достаточно слаб
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
21-ноя-2008 01:37 pm - Re: Просьба
Дал другую, побольше. Но, к сожалению, "полиграфического" качества у меня нет.
21-ноя-2008 01:32 pm - Re: Просьба
Пардон, ошибся. Дал не ту ссылку. Надо:
http://www.historians.org/Tl/LessonPlans/nc/Kinard/Christ.jpg
This page was loaded сент 16 2019, 8:13 pm GMT.