Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

ruka

М.О. Меньшиков о трудовом органе женщины

Энгельгардт Н.А. Из дневника. // Новое Время. СПб., 1898. №8129, 14 (26).10, с. 3.

   «Вопросы желудка», материальные злобы и язвы отодвинули за последнее время в русской журналистике «вопросы о душе»; «нео-марксисты» заглушили было «нео-романтиков»; однако оба течения продолжают в равной мере интересовать молодежь, чему доказательством обилие ея на заседаниях Философского общества.
   В публицистике «вопросы о душе» избрал своею специальностью г. Меньшиков. И не без успеха. В самом деле, надо же кому-нибудь отвечать и на такие вопросы: что лучше — добро или зло? Не безнравственно ли пить молоко, лишая этим коровьих детей предназначенной им судьбою пищи? Материален ли адский пламень? Надо ли снабжать детей метрическими свидетельствами и не назвать ли новорожденного младенца просто Автономом? И что такое душа? Какая она? И сколько весит? И какого цвета? И есть ли она в пустой груди современного человека?
   Раз такие и подобные вопросы интересуют известную часть общества, раз их задают себе люди,— а их не только задают, ими мучаются, ими живут,— то должен же кто-нибудь в журналистике ставить их на очередь и, по мере сил, разрешать?
   И г. Меньшиков ставит. Ставит смело, ребром, не смущаясь их наивностью, и решает резко, безповоротно: да, добро лучше зла! Да, порок должен быть наказан! Да, адский пламень хотя и духовен, составляя только «тень огня», его платоническую идею, но жжет похуже физического!
   И читатели благодарны г. Меньшикову. Он имеет успех, повидимому. Collapse )
kaos

Издавна имел пристрастие к постройке дач

Чириков Е.Н. Почему я не большевик. (Чистосердечное признание). // Еженедельник Единство. М., 1918. №2, 22.05, с. 2-5.
(...)
{с. 2} (...)
   Карл Маркс — самый подлинный социалист, интернационалист и коммунист. Однако он не был ни рабочим, ни крестьянином. Стало быть, не все еще и для меня потеряно. Карл Маркс был писателем, представителем умственного труда. На его примере «товарищи» могут наглядно видеть, что можно не заниматься физическим трудом и все-таки быть не «буржуем». Само собой разумеется, что не все писатели — Марксы, но не в этом дело. Серафимович тоже не Маркс. (...)
{с. 3} (...)
   Давайте условимся, кого мы будем называть буржуем и врагом народа. Иначе будем путаться и впредь. По моему буржуй тот, кто сидит и едет на чужой спине, кто эксплуатирует трудящегося, кто живет т.н. «прибавочной стоимостью». Когда я ездил на вашей спине, «товарищи»? Издателем я никогда не был, даже и пайщиком в Горьковском «Знании» не состоял, книжного магазина или склада тоже не имел, вообще книгами не торговал. Я всю жизнь жил своим трудом, как и вы все, по условиям государственного хозяйства, я как и вы, был вынужден продавать продукт своего умственного труда предпринимателям, издателям. С книги, стоящей, примерно, рубль я получал двугривенный, а любой хозяин книжной лавки — 25—30 коп.! (...) Теперь о благополучии. Писательское благополучие вообще в России вещь относительная. Что-то не слыхать о писателях, оставлявших после своей смерти накопленных капиталов. (...) Да и гонится ли за ним русский честный писатель? Вон Горькому кто-то бросил упрек в том, что он имеет виллу! Горький ответил, что хотя виллы у него нет, но если бы и была, грехом он сего не считал бы! Каюсь, грешен: издавна имел пристрастие к постройке дач. Однажды написал большую вещь и выстроил дачу близ Волги. Стоила мне тысячи три, а продал за 600 р. на дрова! Выгодное дельце! Теперь имею дачу в Финляндии, где скрывался от столичной сутолоки, чтобы писать в уединении, а летом подышать в волю. Может быть, достаточно для зачисления в буржуи? Но ведь эта дача не только не дает мне никакой прибавочной стоиомсти, но она меня эксплуатирует! Конечно, это некоторая уже роскошь. При нашей бедности да такие нежности! Согласен. Но не мало ли все-таки этого, чтобы попасть в «Каплю» Серафимовича? Ведь вот он туда не зачислил своих сотоварищей г. Бонч-Бруевича, г. Демьяна Бедного и некоторых других, а между тем я охотно бы сменялся с дачей г. Бонч-Бруевича, построенной им в той же Нейволе, где имеем дачи мы с Демьяном Бедным! Почему — они дачевладельцы и все-таки пролетарии, а я — буржуй? (...)
Старик

Карл Маркс в полицейском участке Лондона.

Оригинал взят у a_kuryatkov

Карл Маркс. 36 часов за железной решеткой в полицейском участке Лондона.

   Карл Маркс с женой Женни Маркс
Карл Маркс с женой Женни Маркс

    В 1911 году известный английский последователь и пропагандист марксизма Генри Гайдман опубликовал свои автобиографические воспоминания в книге "Записки о полной приключения жизни". В книге приведены воспоминания о людях, с которыми Гайдман сталкивался на своем жизненном пути, Мадзини, Гарибальди, Бернард Шоу, Жорж Клемансо, Жан Жорес, Карл Маркс.  В этом же году газета "Вятская Речь" анонсировала это издание, приведя небольшой отрывок из книги, где описан малоизвестный эпизод из жизни великого основателя интернационала Карла Маркса.
Автор "Капитала" вел в Лондоне более чем скромный образ жизни. Однако помощь, которую оказывал Марксу Энгельс, во всяком случае, была достаточна для того, чтобы семья Маркса не впадала в острую нужду. А что моменты такой нужды бывали, известно из биографии Маркса, и об одном случае такой нужды рассказывала Гайдману жена Маркса.


    Однажды Маркс, находясь без копейки денег, субботним вечером, отправился заложить немного домашнего серебра. Он не был хорошо одет, и его знание английского было еще не так совершенно, как стало позже. Серебро, как выяснилось, было с гербом герцога Duke of Argyll’s,  Campbells, с которым дом миссис Маркс был напрямую связан. Маркс прибыл в Банк Трех Шаров и достал свои ложки и вилки. Субботний вечер, иностранный еврей, неопрятное платье, грубо расчесанные волосы и борода, красивый дворянский герб на дорогих ножах и вилках - очевидно, очень подозрительная сделка.
Collapse )
noimage

Парижские «негры». II

Яковлев И. (Павловский И.Я.). Литературные негры. (Из парижских литературных нравов). // Новое Время. СПб., 1908. №11637, 05 (18).08, с. 3.

   Литературный негр — детище Парижа. Он развился и вырос на парижской мостовой, и нигде кроме Парижа, если б даже вы изъездили весь мир, вы его не встретите. Collapse )
   Весь литературный Париж знает историю, которая приключилась года три назад с одним известным поставщиком фельетонных романов и автором пьес, из которых многие выдержали по несколько сот представлений. Он заключил контракт с «Petit Parisien» на поставку большого романа, передал исполнение его одному старичку, который давно уже для него работал, а сам укатил в Ниццу.
   Прошло месяца полтора. Вдруг он получает от секретаря редакции письмо, в котором ему напоминают, что доставленная им часть рукописи приходит к концу, а между тем, согласно контракту, редакция должна иметь материала на двадцать фельетонов вперед. А потому его просят поторопиться доставкой недостающего числа фельетонов. Крайне недовольный, X. телеграфирует своему негру. Ответа нет. Тогда X. берет экспресс и летит в Париж, а здесь прямо с вокзала к виновнику своего безпокойства. Но тут он узнает от консьержа печальную новость: его сотрудник умер. А X. даже не читал романа, который появлялся под его именем. Делать нечего. Он посылает в контору газеты взять два нумера, в которых был напечатан роман, знакомится с его содержанием, и затем, просидевши всю ночь, изготовляет требуемое количество фельетонов, которые на другой день несет в редакцию.
   Но тут новая неожиданность. Секретарь, едва завидевши его, заявляет, что рукопись получил, и благодарит его.
   X. совершенно опешил.
   — А-а, вы получили!.. Тем лучше, тем лучше. Значит, все в порядке?
   — Разумеется,— до будущего вторника.
   — До вторника? Ну-да, ну-да. А в котором часу?
   — Да как всегда. Ваш посыльный приходит всегда в три часа.
   X. ушел. Но он решил, что не уедет раньше, чем получит ключ к удивительной загадке. Во вторник несколько раньше указанного часа он стал у входа в редакцию, поджидая появления человека, который приносит рукописи с того света. Приходит чистенький старичок с портфелем под мышкой. X. к нему:
   — Извините, не вы ли несете продолжение романа X-а?
   — Я. А что такое?
   — Это я — X.
   — Очень рад познакомиться,— приветливо отвечает старичок.
   — Но объясните, пожалуйста.
   И старичок объяснил. Сотрудник X-а, его закадычный друг, умирая, поручил ему продолжение романа, что он и делает.— И вы будьте спокойны,— добавил он,— все будет сделано как следует и своевременно. Я человек аккуратный, и работа мне знакома. Я уже работал для такого-то и для такого-то.
   — Отлично,— ответил X.,— я согласен. Условия те же?
   — Те же, конечно.
   X. пожал руку своего новому негру, и в тот же вечер вернулся в Ниццу.Collapse )
satrap

Яблоновский А. (Снадзский А.А.). Голые люди

Яблоновский А. (Снадзский А.А.). Голые люди. // Речь. СПб., 1913. №127 (2439), 12 (25).05, с. 2.
Collapse )
   Между этими личными счетами, с одной стороны, и между «мамашей» и «мамочкой», с другой, приютилось несколько мыслей г. Розанова, которые он считает очень ценными, очень вдохновенными и, кажется, даже поразительными.
   Разумеется, эти мысли относятся к половой сфере, потому что тут г. Розанов считает себя специалистом и совершенно серьезно думает, что это он, Розанов, научил людей детей рожать и что до него на этот счет ровно ничего не было известно.
   Вот первая его мысль:
   — О провождении в церкви нескольких суток новобрачия, суток трех, суток семи, «до ясно обозначившейся беременности».
   Мысль эта, как и следовало ожидать, многим показалась кощунством. Но г. Розанов настаивает на ней.
   «Мне представлялась ночь, и половина храма с открытым куполом, под звездами, среди которого подымаются небольшие деревца и цветы, посаженные в почву по дорожкам, откуда вынуты половицы пола и насыпана черная земля. Вот тут-то, среди цветов и дерев под звездами, в природе и вместе с тем во храме, юные проводят неделю, две, три, четыре... Здесь и бассейн. Ведь в Ветхозаветном храме был же бассейн»...
   — «При этом, разумеется, никаких актов (как предположил же еп. Антоний!!!) на виду не будет, так как после грехопадения всему этому указано быть в тайне и сокровении («кожаные препоясания»); и именно для воспоминания об этом потрясающем законе отдельные чертоги (в нишах стен? возле стен? позади хоров?) должны быть завешаны именно кожами, шкурами зверей»...
   Такова первая «вдохновенная» мысль г. Розанова.
   Я не буду спорить с ним по существу и ограничусь одним только вопросом:
   — Ну, а как же быть, если новобрачных сразу будет несколько пар? Сколько же тогда придется устраивать в храме таких «отдельных кабинетов», завешанных шкурами зверей?Collapse )
  • id77

Кое-что о Команданте :-)

Здравствуйте уважаемые!
Скажите мне, какая первая ассоциация у Вас возникает при произнесении слова «Команданте», а?
Ну, наверняка, мнения разделяться. Половина вспомнит Фиделя Кастро, а половина Эрнесто «Че» Гевару. Кое-кто из продвинутых припомнит также и еще одного титана из «кубинской тройки» Камило Сьенфуэгоса, а молодое поколение радостно выскажется по поводу того, что бывший президент Венесуэлы Уго Чавес тоже частенько любил называть сам себя этим термином.
K5QrNvcrTT8
Камило Сьенфуэгос

Это все, кстати, и неудивительно. Все дело в том, что «Команданте» ( Comandante)- это не партийная кличка, или намек на особый статус — это воинское звание. В Испании и большинстве стран Латинской Америки оно соответствует нашему майору, а в ВС Венесуэлы — подполковнику.
7
Погон команданте ВВС Коста-Рики

Collapse )
AN

☆ Кто такие евреи?

В белорусском языке есть три слова для обозначения евреев.

"жыд" - просто еврей
"яўрэй" - литературное
и "габрэй" - в высоком стиле

Жид, в идише "йид" это житель Иудеи, пределов колена Иудина в Палестине.
Еврей и "габрей" - разные прочтения одного семитского корня הבר "х-б-р", того же самого что и в "иврит - *хибрит", еврейский язык.

Но что означает этот корень, и был ли первенец Адама и Евы Каин евреем?


★ Каин несёт убитого им брата Авеля



Collapse )

Арткоммуналка. Музей. Часть I.

Арткоммуналка – музей, вспоминающий советскую Коломну 60-х, доносящий до нас черточки коммунального быта, диссидентский дух эпохи хрущевской оттепели и ее Сократа, писателя Венедикта Ерофеева.



Collapse )
  • id77

Награды Володи Шарапова в "Место встречи изменить нельзя"

Здравствуйте уважаемые.
Решил тут поднять тему по мотивам прекрасного фильма.
Один из любимых моментов в этом кино вот этот вот:

Прикольный,верно? :-)))
И я решил чуть внимательно посмотреть на награды Владимира Ивановича Шарапова, ибо интересный он человек. Почему интересный? Ну, давайте внимательно присмотримся к этому неординарному персонажу. И тут надо разделить немного книгу "Эра Милосердия" и фильм "Место встречи изменить нельзя". Фильм конечно по книге, но есть свои нюансы.
Владимир Иванович 1923 года рождения, события книги и фильма проходят осенью 1945 года, а значит ему 22 года. В кино его делали чуть старше- ему 25.

Но по сути своей- очень молодой человек, который хлебнул жизненного опыта сверх нормы, пройдя всю войну от начала и до конца, при этом работая в фронтовой разведке.
По легенде он старший лейтенант, командовал штрафной ротой и ротой разведки. За линию фронта ходил 42 раза. Был ранен пять раз. Награждён неоднократно, а именно
Collapse )
l
  • labas

анонс



В издательстве Европейского Университета вышли "Заметки о войне на уничтожение" генерала Готтхарда Хейнрици.
Это уникальный материал: реальные частные дневники и письма генерала вермахта, далекие с одной стороны от сухости журналов боевых действий, а с другой стороны от самодовольства и фальши большинства послевоенных мемуаров немецких военачальников (это, разумеется, не означает, что заметки Хейнрици свободны от расовых или идеологических предрассудков, в этом отношении он был обычным прусским генералом).

Немецкое издание подготовил доктор Йоханнес Хюртер, перевод на русский Олега Бэйды и Игоря Петрова, наша же большая вступительная статья и дополнительные комментарии.